РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. В центре иконы обычно изображается пещера, в ней — красное ложе, на котором возлежит Богоматерь. Рядом в яслях спеленутый младенец, около которого — вол и осел.
   На небе — Вифлеемская звезда, лучи от нее падают на Иисуса Христа. Среди гор — ангелы, волхвы с дарами, пастухи.
   Внизу — сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним — старец в шкуре, олицетворяющий “дух сомнения”.    Внизу справа — сцена омовения младенца: две женщины держат ребенка и кувшин с водой

 

Рождество Христово

   СРЕТЕНИЕ. В основе — евангельское повествование о том, как Богоматерь с Христом и своим обручником Иосифом пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Богомладенца, чтобы посвятить Его Богу. 
   В церкви их встретил глубокий старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая при храме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа. И вот произошло сретение (встреча).
   На иконах изображается храм, на ступеньках которого стоит Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Богоматерь протягивает старцу Младенца (на некоторых иконах Симеон уже держит Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей — очистительную жертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук — к жертве нельзя прикасаться руками.

Сретение

   КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ). В основе — евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.
   В центре, в реке, стоит обнаженный Иисус Христос, справа от него — Иоанн Креститель, на берегу — Ангелы. Сверху на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя или луча.

 

Крещение (Богоявление). 1497 год

   ПРЕОБРАЖЕНИЕ. В основе сюжета — евангельский текст о том, как Иисус Христос вместе со своими тремя учениками — Иаковом, Иоанном и Петром — взошел на гору Фавор помолиться и там преобразился: “вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею”. 
   Явились пророки Илья и Моисей и беседовали со Спасителем. С небес сошло светлое облако и слышен был глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”.
   Апостолы испугались (это изображается обычно в виде падающих апостолов), но Христос успокоил их, а когда сходили с горы, предупредил, чтобы они никому не рассказывали об увиденном, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
   На иконах на вершине горы изображается в ярком сиянии Иисус Христос, по обеим сторонам Его стоят на горках пророки Илья и Моисей, а внизу — три апостола, испуганные и пораженные увиденным чудом. Петр и Иаков по бокам, в середине — самый молодой из них, Иоанн. От фигуры Иисуса к апостолам идут три ярких луча.
   Моисей (молодой), со скрижалью в руках, — слева от Христа, Илья (старец) — справа.
   Одежды Христа обычно белые, расписанные золотом или серебром, вокруг него — “слава” овальная или круглая, светло-голубого, светло-синего или белого цветов.
   Часто добавляются сцены восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения их с горы.

 

Феофан Грек. Преображение

   ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ. За неделю до Своего распятия Христос пошел в Иерусалим.
   Он остановился у горы Елеонской, подозвал к себе двух учеников и велел им идти в близлежащее село, чтобы взять там осла. Если же спросят, зачем берете, ответить, что это нужно Господу.
   Осла привели, ученики накрыли его своими одеждами, Христос сел на него и поехал. Около Иерусалима навстречу ему вышло много народа. Спасителя приветствовали криками и ветками деревьев, люди бросали на дорогу свои одежды.
   Это было в последнее воскресенье перед Пасхой, которую иначе называли неделей Ваий — пальмовых ветвей. В России пальмовые ветви заменила верба, и потому воскресенье Входа Христа в Иерусалим называется Вербным воскресеньем.
   На иконах изображается Христос, который едет на осле. Он въезжает в город — это Иерусалим. Христа с учениками встречает народ, путь Его устилают одеждами и ветками деревьев. Часто встречаются бытовые сценки с детьми.

Вход Господень в Иерусалим

   ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. Евангелие рассказывает, что в местечке Вифании жили две сестры — Марфа и Мария. Однажды захворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестры послали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошло уже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где был похоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру и громко сказал: “Лазарь! Выходи!”.
   И вот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый, как младенец, по обычаям того времени. Присутствующие при чуде воскрешения склонились перед Христом.
   На иконах изображается Христос с группой апостолов сзади Него, справа — темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленутому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.

Воскрешение Лазаря

   ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. В праздник Пасхи Иисус вместе со своими двенадцатью учениками собрался вкусить пасхального агнца. Первосвященники и книжники искали способ погубить Христа и уже договорились с одним из Его учеников Иудой, прозванным Искариотом, что он предаст за деньги учителя.
   В день опресноков (Пасха) Христос и апостолы собрались за столом. На этой встрече было установлено Спасителем таинство причащения. Он взял хлеб, преломил его и подал ученикам, говоря: “Сие есть Тело Мое...”. Потом дал чашу вина со словами: “Сие есть Кровь Моя Нового Завета...”.
На иконах Христос и апостолы сидят вокруг праздничного стола, на котором — чаша, хлеб.
Иуда протягивает руку к солонке.
  

Тайная вечеря

   СТРАСТИ ХРИСТОВЫ. Среди множества других икон Спасителя можно встретить цикл икон Страстей Хритовых. В них входят: “Целование Иуды”, “Суд Пилата”, “Бичевание Христа”, “Иисус в терновом венце”, “Несение Креста”, наконец “Распятие Христово”. На последней иконе стоящими вокруг креста изображаются Пресвятая Богородица, женщины (некоторые из жен Мироносиц), Иоанн Богослов и иногда Лонгин, сотник с копьем в руке. Сзади — стена города. Это Иерусалим. Крест укреплен в горе, под нею чернота пещеры — место погребения Адама (символическое сопоставление Первочеловека и Богочеловека Христа). На символических изводах два ангела ниспускаются ко Христу. Один из них держит чашу у груди Иисуса, в которую стекает кровь и вода из прободенного (то есть проколотого воином ) ребра Его.
    В этом же ряду следуют: “Снятие с Креста”, “Положение во гроб”. Весь цикл Страстей Христовых ставится либо в иконостасе, либо клеймами в иконе “Воскресение с праздниками”.

 

Распятие Христово. XV век 
Положение во гроб

   ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. СОШЕСТВИЕ ВО АД. Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних икон этого праздника мы не имеем. Более того, в православии принято считать каноническим, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что было явлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении. Собственно воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишутся символически.
    Первый образ Воскресения, самый распространенный — это Сошествие во ад. Сюжет иконы мистический, открытый в откровении и основаный на Евангелии.
   Спаситель сходит вниз, в ад, который изображается черной пустотой. Его ноги попирают ворота ада, рядом — обломки ограды ада. Навстречу Ему поднимаются праведники — Адам, Ева и другие. Часто существуют композиции, называемые Воскресение Христово с праздниками. Средник такой иконы — Сошествие во ад.
   Другой, теперь часто встречающийся, образ — Явление Воскресшаго Господа женам Мироносицам. Здесь, кроме Спасителя, стоящего во “славе” у гроба, пишутся ангелы (один или два) и женщины (жены) Мироносицы. Это Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Марфа и Мария (сестры Лазаря), Сусанна.
   Такой образ Воскресения Христова с ангелами хотя и поздний, но более соответствует Евангелию.
 

Воскресение Христово. Сошествие во ад

   ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. В основе — евангельский текст о том, что на сороковой день после Своего воскресения из мертвых Христос повел Своих учеников на гору Елеонскую и там у них на глазах вознесся на небо. Когда пораженные апостолы смотрели на возносящегося Христа, к ним явились два мужа и рассказали о втором пришествии Спасителя в конце мира.
   Вверху иконы в круглой “славе”, поддерживаемой двумя Ангелами, изображается возносящийся Христос. Под ним — в центре — Богоматерь с поднятыми в стороны и вверх руками (в позе Оранты). Вокруг Нее стоят апостолы.

 

Вознесение Господне

 

 

 

 

 TopList


Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)          

  Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (C) 2001 by Alex Petroff (Russia). All right reserved.         Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru