ЯВОРСКИЙ СТЕФАН (в миру — Семен Иванович (1658—24.XI.1722, Москва) — поэт и проповедник. Родился на Правобережной Украине в небогатой дворянской семье. В 1673—1684 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии, а затем продолжил образование в Польше, где изучал философию и богословие во Львове, Люблине, Познани и Вильно. По возвращении в Киев (1689) Я. принял монашество и стал преподавать в коллегии философию, богословие, поэтику и риторику. В эти годы издал четыре стихотворных панегирика, написанных в стилистике польского барокко и посвященных гетману И. Мазепе и архиепископу Варлааму Ясинскому, добродетелю автора (1685— 1689). В Киеве Я. начал проповедовать, написал учебник риторики.

     В 1700 г. Я. приехал в Москву, где в присутствии Петра I произнес проповедь на смерть военачальника А. С. Шеина. Неожиданно для себя он был поставлен митрополитом Рязанским и Муромским, а по кончине патриарха Адриана местоблюстителем патриаршего престола (1701) и протектором Славяно-греко-латинской академии, которую стал преобразовывать в духе “латинских учений”.

     Высокий сан и связанные с ним многообразные административные обязанности тяготили Я., отрывали его от чисто литературных занятий, и он впоследствии пытался их сложить с себя. Первоначально поддерживая реформаторские начинания Петра I, Я. с течением времени стал противником его церковной реформы, а в проповеди 1712 г. Назвал царевича Алексея Петровича “единой надеждой” России, сравнив его жизнь со скитаниями Алексея человека Божия. Царь сразу запретил Я. публичную проповедь и снял запрет через три года Я. углубился в ученые труды, написал огромный трактат по догматическому богословию, антипротестантский по характеру “Камень веры” (1713—1715, изд 1728), но Петр I запретил его издание, а Я. постепенно устранял от ведения церковных дел. Я., обладавший большим авторитетом, оставался главой русской церкви лишь номинально, а реальная власть все более сосредоточивалась в руках Феофана Прокоповича, несмотря на то, что после образования Синода (1721) Я. стал его президентом.

     Наследие Я. - оратора огромно и насчитывает более 300 проповедей, изданных лишь частично в XIX в. Его ораторское искусство признавали даже противники. Автор памфлета “Молоток на Камень веры” писал, что Я. мог заставить слушателей то плакать, то смеяться. Тяжеловесно-ученый стиль его проповедей, усеянных изысканными аллегориями и сложными метафорами, поражал слушателей, однако по своей теме его “слова” чаще всего были далеки от современности.

     Поэзия занимает довольно скромное место в его наследии, после панегириков киевского периода он писал преимущественно в малых жанрах, редко предназначенных для широкой огласки, как “Стихи на измену Мазепы” (1709). Но в его лирическом творчестве были замечательные находки: дружеская эпитафия Димитрию Ростовскому (1709) стала популярным духовным стихом (“Взирай с прилежанием, смертный человече, како век твой проходит, а смерть недалече”), а его великолепная элегия к библиотеке, написанная по-латыни, только в XVIII в четыре раза переводилась на русский язык (“Книги, мною многажды носимы, грядите, свет очию моею, от мене идите ”).

 

     Соч.: Риторическая рука. — СПб., 1878; Проповеди. — М., 1804—1805—Ч. 1—3; Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв. — Л., 1970 — С 255—264; Русская литература — век XVIII: Лирика — М., 1990 — С 38—40.

 

     Лит.: Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Соч.—М, 1880— Т 5; Маслов С. И. Библиотека Стефана Яворского—Киев 1914; Морозов А. А. Метафора и аллегория у Стефана Яворского // Поэтика и стилистика русской литературы — Л., 1971— С 35-44; Лужный Р. 1) Издания на польском языке в литературе эпохи Петра I XVI11 век — Л., 1974—Сб. 9—С 304—312 2) № 4 — С 363—376; Захара И. С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже XVII—XVIII вв. (Стефан Яворский) — Киев, 1982.

 

С. И. Николаев

    

Купить диплом о высшем образовании с занесением в реестр Мэси.