СКАЗАНИЕ О УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЯРИНА ФЕОДОРА — памятник древнерусской литературы, одно из произведений, посвященных борьбе с монголо-татарами в XIII в. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора 20 октября 1246 г. Князь, приехавший просить ярлык на Черниговское княжение, признал сюзеренитет ордынского хана, но отказался выполнить языческие религиозные обряды, за что и был убит. Свидетелей его гибели было много: его внуки — ростовские князья Борис и Глеб, часть свиты Владимиро-Суздальского князя Ярослава. Хотя многие русские князья были убиты в Орде, но лишь некоторые из них были причислены к лику святых. Это было обусловлено, с одной стороны, позицией русской митрополии, с 1260 г. получившей большие льготы от ханов, с другой — обстоятельствами жизни самих князей, как правило, интриговавших друг против друга перед ордынскими ханами. Подвиг князя Михаила, пострадавшего за христианскую веру, стоит особняком. Это, очевидно, и обусловило неизменное внимание древних книжников к личности князя, а как следствие,— широкое распространение С.

     Известно несколько типов С.: Краткое, Распространенное и др.

     Краткое С. читалось в составе Пролога. Древнейший список ростовского Пролога, содержащего С., датируется концом XIII в. Древнейшие списки Распространенного С. относятся к концу XIV в. Одна из редакций Распространенного С. надписана именем отца Андрея, другая — именем епископа Иоанна. Оба текста очень близки. Возможно, у них был общий источник. Первоначальный текст этой редакции появился, очевидно, в связи с канонизацией Михаила, предпринятой по инициативе его дочери—ростовской княгини Марии (ум. 1271). Его датировка сер. XIII в. подтверждается тем, что в описании подробностей гибели князя он совпадает с рассказом папского посла монаха Плано Карпини, посетившего Батыя зимой 1246/47 г.

     В сер. XV в. Пахомий Логофет пишет свое Житие Михаила Черниговского на основе Распространенного С. Оно было включено в Великие Минеи Четьи митрополита Макария и, в свою очередь, послужило источником для многих более поздних переработок.

С. широко включалось в летописные своды XV в.

 

     Изд.:. Серебрянский. Княжеские жития — С 108—141, Тексты—С 49—86; Сказание о убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева // ПЛДР XIII век — М , 1981 — С 228—235, 563—564.

 

     Лит.: Ключевский. Древнерусские жития — С 128, 146—147; Дмитриев Л. А. Сюжетное повествование в житийных памятниках конца XIII—XIV в // Истоки русской беллетристики — С 212—216.

 

Н. И. Милютенко

    

Что такое ip-видеонаблюдение в Москве.