АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ «ЗАПИСКИ»

ПРОТОПОПА АВВАКУМА

 

 

 

1. <ЗАПИСКА» ОБ УВЕЩАНИЯХ АВВАКУМА В МОСКВЕ В ИЮЛЕ-АВГУСТЕ 1667 Г.

 

     О приЪзде страдальцов паки к МосквЪ.

     И июля въ 5 день привезли в ночи от Николы с УгрЪши, и приЪждали 3 архимарита 2-жды — уговаривать.

     И во 8 день приЪждал в ночи Дементей Башмаковъ — уговаривати же.

     И въ 10 день в ночи принуждали Артамон да архимарит — уговаривати же. Того же дни имали в Чюдовъ монастырь прельщати и уговаривать митрополит Крутицкой Павел да архиепископъ Рязанской Иларион.

     И в 11 — приеждал архимарит Чюдовской.

     И августа въ 22 день и въ 24 день Артемон был от царя с философом с Симеоном-чернцом; и зЪло было стязание много разошлися, яко пьяни, не моглъ и поиЪсть после крику. Старецъ мне говорилъ: «Острота, острота телеснаго ума да лихо упрямство! А се не умЪет науки!» И я в то время плюнулъ, глаголя: «Сердит я семь на диявола, воюющаго в вас, понеже со дияволом исповЪдуеши едину веру и глаголеши, яко Христос царьствует несовершенно! Равно со дияволом и со еллины исповЪдуеши во своей вЪре новой!»

     И Артемон, говоря много, учнет грозить смертию. И я говорил: «Смерть мужу покой есть, и смерть грехом опона. Не грози мнЪ смертию, не боюсь тЪлесныя смерти, но разве грЪховныя». И паки подпадет лестию. И пошед, спросил: «Что, стар, сказать государю?» И я ему: «Скажи ему мир, и спасение, и тЪлесное здравие».

     А въ 22 день один был, так говорил мягче — от царя, — со слезами, а иное приграживал. И я в те поры смЪюся! И много того было, много, и богъ посрамил от нашей худости. Да что с ними делаешь?!

     А пошед, Артемон — один — кланяется низенко и прощается умильно, вправду. Аввакум же говорил: «Ты ищешъ в словопрЪнии высокие науки, а я прошу у Христа моего поклонами и слезами; и мнЪ кое общение — яко свЪту со тмою или яко Христу с велиаром?» И ему стыдно стало, и противъ тово въсквозь зубовъ молвил: «Нам, де, с тобою не сообшно».

 

2. «ЗАПИСКА» О «КАЗНИ» В МОСКВЕ В 1667 Г. ПОПА ЛАЗАРЯ И ИНОКА ЕПИФАНИЯ С ПРИПИСКОЙ О «КАЗНЯХ» НИЖЕГОРОДСКОГО ДЬЯКА СТЕФАНА ЧЕРНОГО

 

     Его же, страдальца Аввакума отца.

     Отцу Лазарю до вилокъ язык вырезанъ и старцу Епифанию тако же.

     Егда Лазарю языкъ вырезали, явися ему пророкъ божий Илия и повелЪ ему о истиннЪ свидЪтельствовали. Онъ же выплюнувъ изо устъ своихъ кровь и нача глаголати ясно, добрЪ, и зЪло стройнЪ. Десная же его рука бысть вся в крови, онъ же ею благословляше люди божия.

     Егда его везоша около Москвы, в Калужския ворота, около Симонова, чрез Даниловской мостъ, и сюды, на Переславску по Троецкой дорогЪ, в Братовшину, ко мнЪ обоих привезли. И со мною благодатию божиею говорилъ ясно, веселым лицемъ, улыскаяся. И сказывалъ ихъ коварство, какъ ихъ казнили, и что имъ выговоръ былъ: «Были, де, две плахи у казни да два топора, и, посадя, ножиками и языки рЪзали». Лазарь говорилъ ясно, а старец в то время не говорилъ,— тако богу извольшу.

     Азъ же, грешный Аввакумъ, не сподобихся таковаго дара, плакавъ над ними и перецеловалъ ихъ кровавая уста, благодаривъ бога, яко сподобихся видЪти мученики в наша лЪта. И зЪло утЪшихся радостию великою о неизглаголаннЪм даре божии, яко отцы мои и братия, Христа ради и церкве ради Христовы,— хорошо такъ! — яко запечатлЪли кровию церковную истину. Благословенъ богъ, изволивый тако!

     И вы, свЪты, молитеся о насъ, а мы о васъ, елико можем. Посемъ от насъ миръ вамъ и благословение; и мученики вамъ, миръ давъ и благословение, челомъ биютъ.

     И егда сию грамотку писалъ, в то время старецъ ко мнЪ присылалъ из ыныя избы стрельца с радостию: «Не кручинъсЪ, де, и обо мне, и мнЪ, де, дала языкъ пресвятая богородица, говорю, де, и я благодатию божиею». И я, Аввакумъ, збродилъ к нему, самъ встащася. И егда в ызбу к нему иду, и онъ ясно завопилъ: «Слава отцу и сыну и святому духу!» и прочая, тако, яко же и прежде, до казни. Азъ же возрадовахся вельми, нача «Достойно» говорить. Онъ же у меня перехватилъ со усердиемъ великим, и тако кончали отпустъ, и, порадовахся, поговоря кое-что, розошлися. Сказывалъ мнЪ, како и проглаголалъ, какъ его казни­ли, и потомъ: «Мылъ, де, образъ пресвятыя богородицы, и мыслию помыслилъ, чтобы, де, мнЪ говорить. Она же мнЪ отверзла уста, и азъ, де, и стал говорить ясно».

     А до того я у него былъ, онъ же ничто не могъ проглаголать, токмо, запечатлЪвъ уста, сидЪлъ весь слезень. А все и кровию вчера оба изошли, понеже и жилы вырезаны.

     О, великое божие милосердие! Не вЪм, что рещи, но токмо: «Господи, помилуй!» И Дамаскину Иоанну по трех днех рука приросла, а моимъ людемъ — в той день Лазарю языкъ богъ дал, а старцу — назавтрие.

     Дъти мои о ХристЪ, призывайте бога во спасение себЪ, за молитвъ ихъ святыхъ, великихъ и храбрыхъ воиновъ Христовых. И азъ чаю ихъ ради помилованъ быти, и отпустъ грЪховъ прияти. Докучаютъ и о всЪхъ васъ богу и да не забывают. Ну, простите!

     А дияконъ Стефанъ, по прозванию Черной, сидЪлъ дьяком в Нижнемъ. И ему языкъ дважды за вЪру Христову старую рЪзанъ, и сосланъ в Сибирь, в Тобольской, а нынЪ говорит чисто.

 

3. «ЗАПИСКА» ОЧЕВИДЦА О «КАЗНИ» ЛАЗАРЯ, ФЕДОРА И ЕПИФАНИЯ В ПУСТОЗЕРСКЕ 14 АПРЕЛЯ 1670 Г. С ФРАГМЕНТАМИ ТЕКСТА АВВАКУМА.

 

     178-го (1670) году, апрЪля в 14 день, на Фомины недели в четверток, в Пустоозерском остроге, по указу цареву, полуголова Иванъ Елагин взял ис тюрем протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Феодора и старца Епифания.

     И шли они до уреченнаго мЪста на посЪчение, гдЪ плаха лежит, и мучительная вся готова, и палачъ готовитца на посЪчение их. Они же никого унывше, вкупЪ народ благословляли и прощались, свЪтлым лицем, весели, в своемъ благочестии непоколебимо стояли и за отеческое предание смерть приимали, а к народом говорили: «Не прельщайтеся Никоновым учением! За истинну страждем и умираем!»

     ВначалЪ Аввакум плаху благословил: «То, де, нашъ престол стоит!» И друг друга благословляли, и конечное себЪ цЪлование давали, чая своих глав отсЪчения.

     И поставя их, цареву грамоту им в-третии вычитали: указано Аввакума вмЪсто смертной казни в земляную тюрьму посадить, и землею покрыть, а сверху окошечко, вмалЪ подавать хлЪб и воды или квас. Онъ же, слыша то, оскорбися зЪло, и, плюнув, говорил протопопъ: «Плюю, де, я на ево хлЪб, не ядше умру, а не предам благовЪрия!» Иваннъ же его отослалъ в тюрьму. Онъ же нача плакати и вопити, что отлучен от братии. 

     А попу Лазарю и диакону Федору и старцу Епифанию указано: за их рЪчи языки рЪзати, а за крестъ — руки сЪтчи. 

     А как грамоту  вычитали, руки крестообразно такоже держали и к народом здымали, и на небо зрЪли. И приступя старец, в схимЪ был старец, свЪтлым лицем, уласкаяся, Ивана много молил, чтобы главу ему повелЪл отсЪтчи.

     И первие взяша палач Лазаря, и два стрельца под руки, и начаша в зубы ему вставливать жеребей, и не можаше от трясения рукъ своих. Онъ же, Лазарь, сам руками своими языкъ свой исправляше, понеже мал зЪло от перваго рЪзания, и клещами взять не мочно, и вырЪзал извнутрь, без останка, от горла, ножем ни до десятью рЪзал от трясения рукъ своих, и в ротЪ внутре вырЪзал, и откинул на землю, аки часть мяса. Онъ же, Лазарь, проглагола велегласно молитву Исусову, яко же и первие: «Господи, Исусе Христе, сыне божий» и прочее. 

     Народу же всему ту стоящу, плачющуся, ужасахуся, дивящеся, ужасни, трепещуще о видЪнии горькия смерти, со слезами горько вопиюще втайнЪ, бояся прещения хищника Ивана и мучения, яко же онЪм, глаголюще: «Господи помилуй!» 

     Мучитель же уступи мало, плачась, а злое творя непрестано. 

     Таже проглагола Лазарь: «Мужикъ, мужик, скажи царю: «Лазарь без языка говоритъ, и болЪзни не чюю», и ина многа. Крови же течаше многое множество, и два великих полотенецъ обагриша кровию. Он же, Лазарь, едино кинул в народ, а говорил: «Возьмите дому своему на благословение!»

     И скоро у Лазаря во ртЪ зажило. Привели в тюрьму, и я, протопопъ, щупал и гладил во ртЪ, и не болит, и нынЪ гладко, и струпу не было.

     Потом же взяша правую руку его и связали веревкою по завити  и на плаху положили. А все онъ, Лазарь, и сам исправляше, и топор накладываше, куды сЪтчи. И отсЪкоша руку его по завити,— а была протягнута просто,— персти; а какъ отсЪкли и от, плахи отпала, и сама стала тако же персти крестообразно, какъ онЪ проповЪдуют. Онъ же глагола: «Подайте ми руку». И даша ему. И взяша онъ, Лазарь, руку и поцЪловал (рука же — такожде персти стоят, какъ онЪ крестились), и в пазуху положил; крови же из руки множество шло и из горла. А говорил Лазарь: «Кровь, де, мнЪ мешает говорить, а не языкъ». А говорил Лазарь все явственно и укорял, что, де, «власти неправедно судят, обольстили царя, еретики!» И вкупЪ, он и протопопъ, говорили: «Мы церкви божии и седьми вселенским собором повинуемся и святых отецъ предания не предадим, благовЪрия отеческаго».

     Тако же и диякону языкъ отрЪзали, а руку — от долони персти все отсЪкли [не усумнЪлся диякон, уступая старЪйшим].

     А старцу тако же язык отрЪзали, а у руки — персти по середки все отсЪкли. И они то же говорили, яко же и Лазарь. А у старца в тих же днях иной языкъ вырос, каковъ от роду был, таков же и нынЪ великъ.

     И пришед они в тюрьмы, что было у них от имения, все роздали и розмЪтали, не оставили у себя и срачицы, а пищи себе не приимали в то время <...> 12 <...>, а нынЪ богъ вЪсть <...> дней.

 

     Сие списано вкратцЪ в великом гонении и скорби понеже самовидцы ту быша.

     Выпустя на то время от узъ и окова, хотя похитити; елико хотяше, претя мукою, преже помянутый онъ, Пилат, немилостивый мучитель, хищник и сребролюбец, и с спикулатари своими, етера грЪшнаго и непотребнаго, паче же и недостойна имени своего повЪдати гонения ради о прельстившихся, от «И» — два и от единаго «Н». Неронова.

 

4. «ЗАПИСКА» О ПОСТЕ В 1671 Г.

 

     179-то (1671) году, Въ великий постъ, протопопъ Аввакум да попъ Лазарь пища не приимали до Лазарева воскресения да в ЦвЪтную неделю. Дияконъ Феодор да Епифаний старець до суботы пятыя недели пищи не приимали же, да в Лазарево воскресенье и ЦвЪтную. Прочия же — в постЪ и молитвЪ, токмо укропом языкъ прохлаждаше.

     [Сущее]

     40 дней хлЪба и ничто же не ядохом, токмо воду теплую хлЪбали, рты парили и горла. Я и старецъ десять дней сперва и воды не хлЪбали, да правила было отстали. А дьяконъ сперва сухари в воду метал и квасную воду хлебал. И приговорили братиею: «Без правила поститися худо, станем всЪ воду хлебать». И по десяти днях стали и мы со старцом воду хлебать. И дьякон стал простую же воду хлебать с тЪх мЪстъ.

     И егда совершилося 20 дней, престалъ я паки воды хлебать, показалося мнЪ такъ неисправно. И разболЪлася у  меня болезнь в брюхе, стал дух заниматца. И я поливал грудь водою, и тер снЪгом, и от тово было лехче. Братия воду хлебали, не переставая, а дьяконъ квас от четвертая суботы рядом хлебалъ; а старецъ в суботы и недЪли елъ, а в тЪ дни воду хлебал. А Лазарь от начала, какъ почал воду хлебать, такъ до Лазоревы суботы совершил.

     Меня заставила скорбь блудить нат квасом на пятой недЪли: согрешил, простите, а нынЪ чревом не могу, мыто держитъ. Да воля господня о всемъ да будетъ!

     Дьякон воды дней з двенатцеть похлебал, а то все квасом забавлялся крЪпонко. Лазарь удержалъ, спаси богъ ево. И журили мы их, какъ они захотели есть да изнемогли, нЪчево стало дЪлать, благословил я и не хотя.

     Егда же дожили до четвертыя суботы, старецъ и дьяконъ взалкали, и с тЪх мЪстъ стали по суботам и по недЪлям ести и пити, а в тЪ дни постились. А я с четвертыя суботы стал у себя ротъ полоскать квасом и грудь попаривать, такъ мнЪ от кислово свободно дыхание стало, иногда кроха и в горло уиде, а сам стал паки воду хлебать потолику. В четверток же пятыя недели поста, начал трубу закрывать и упалъ на землю. Полежавъ, очюхнулся, встать не могу, а правило говорить время. Помыслив, воздохня, отмЪрил три лошки кваса и пять ложекъ воды, соединя вмЪсто, выхлебал, и, обозрЪлъ, встал к правилу. И в пятницу хлебнул же квасу, а в суботу пятую совершил панагию, сиречь испекъ просвиру и, дЪйствовав, посвятил ю, и послЪ причастия с укропом медвяным потребилъ, и квасу хлебнулъ, и в недЪлю квасу хлебнулъ. И отринувъ вся, послЪднюю недЪлю не хлебал ни воды, ни квасу до Лазаревы суботы, лишь ротъ полоскалъ для правила.

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2003 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru