ОТВЕТ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА

 ГРОЗНОГО ЯНУ РОКИТЕ

(продолжение)

 

 

 

 

 Седьмое мое слово

 

     Ты написал о Лютерове учении, что веру свою вы основываете на самом Христе, Господе нашем, а не на Лютере, а что будто бы Лютер или другой кто показали свое понимание. Что в Священном Писании сложено, ту науку должны вы принимать, как от самого Бога. А если бы кто учил против той науки Господа нашего Иисуса Христа, евангельской и апостольской, будь он хоть ангелом с небес, того осудил бы как проклятого. Слушай же, что апостол говорит о том, что ты написал. Так говорит: «Удивляюсь, что вы так скоро переходите от призвавшего вас благодатью Христовою к иному благовествованию, которое (впрочем) не иное, если бы только не некие люди, смущающие вас и желающие переиначить благовествование Христово. Но если бы мы, или (даже) ангел с небес благовествовали вам не то, что мы благовествовали вам, анафема да будет. Но, как прежде мы сказали, (так) и теперь еще говорю: если кто благовествует вам не то, что приняли, анафема да будет. У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я все-таки угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, что благовествование, которое я благовествовал, не есть от человека, ибо и я принял его и научился не от чело­века, но через откровение Иисуса Христа». Видишь ли ты, что (недопустимо) по своему желанию или по своему разумению благую весть проповедовать, ни еще чего-либо от себя домыслить. Если что сказано в Божественном Писании, ничто от себя не мысли, как ваш Лютер и (другие) кознодеи, что вместе с вами. Но Павел благовестил откровением Христовым и своего основания не положил, кроме положенного, которое есть Христос. Слушай, тот же Павел пишет, обращаясь к коринфянам: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос. Если же кто строит на этом основании (что-либо ) из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — дело каждого обнаружится, ибо день покажет». Видишь ли ты, что никто не может положить основания, кроме положенного, которое есть Христос.

      Христос после своего воскресения послал божественных своих учеников и апостолов на проповедь, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам». Видишь ли ты, что (Христос) повелевает соблюдать повеленное и написанное? Как и Громов сын говорит: «Есть и многое другое, что совершил Иисус перед учениками своими, что не записано в этих книгах. Но если бы записывать это подробно, то, думаю, не (только мне) самому, но и всему миру не вместить бы написанных книг». Слушай, что говорит (Иисус) в Евангелии от Луки о не слушающих апостольских поучений и неповинующихся: «Слушающий вас меня слушает, отвергающийся вас меня отвергается». Апостолы же, уйдя на проповедь, поставили на свое место 70 наместников апостолов, следующие за ними стали святителями, которые по установлению духовенства достигли и наших дней, из них (вышли) и священники, которые (являются) наставниками людям. Как говорит Павел в Послании к Титу: «Чадо Тит, для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты завершил неоконченное и поставил во всех городах священников». А если бы не нужно было это христианам, не стал бы апостол писать об этом. Вашего же Лютера и вас кто на это поставил? Вы же не только истины не говорите, но еще и извращаете (ее). Как сказал верховный апостол Петр, во Втором послании так говоря: «Как и, — сказал, — возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех своих посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвердившиеся извращают, как и прочие Писания, к своей погибели». Об основании я сказал выше, что «Кто настраивает на основание золото, серебро, драгоценные камни», то есть благие дела (совершает; а кто) «дрова, сено, солому» — недостойные дела и грешные. Видишь ли ты, в какую пропасть скатились вы, искажая Писание, как говорит Петр, ибо искажаете по собственной воле. Павел же говорит, что «основания никто не может положить кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Вы же, минуя священников, минуя других учителей, также и святителей, и апостолов, самое Христово повеление извращаете, распиная в себе Христа Иисуса, и своею властью учите. А что апостол в Послании к галатам говорит: «Нельзя и ангела слушать, (говорящего) не то, что вы приняли». Вы же предание апостольское все отвергли, потому, по апостолу, сами себя проклинаете. Поэтому и мы, как праведный суд над врагами истины и поборниками нечестия, предаем (вас) проклятию, ибо вы — люди Антихристовы, то есть Супротивника.

     А что написал ты о русской вере, то (с тех пор) как Бог просветил прародителя нашего благочестивого великого князя Владимира, нареченного в святом крещении Василием, — он крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков, аминь, — с тех пор и доныне именуется (наша) вера не русской, но христианской. Потому же и всюду, по всей земле, где истинная вера христианская, зовутся (люди) христианами, а где зовутся иным именем, по названию земли, тут ересь и раскол, а не истинная вера. Как говорит божественный апостол Павел: «Хотя у язычников много богов и много господ, но у нас один Бог Отец, из него же все, и мы — в нем. И один Господь Иисус Христос, через него же все, и мы через него. И один Дух Святой, в нем же все, и мы в нем; одно крещение и одна вера. Хотя язычники всюду веруют и приносят жертвы, думая, что богу, (в действительности же) бесам веруют и жертвы приносят». В Троице славимому Богу молимся прилежно о том, чтобы уберег нас и все православное христианство земли Русской от напасти тьмы неверия вашего.

     А если видишь ты что-то у слабых и ленивых, не все поведенное исполняющих, то это не (из-за того, что) закон предписывает, а по их небрежению. Это то несовершенство, которое в немощи Христос благодатью восполняет. Если же, и получив благодать, они неразумными остаются, то сами на свои нераскаявшиеся головы суд Божиего гнева обращают. А что написал ты о церкви, что вы не ограничиваете (ее) одним народом, языком или местом на свете, так христианская соборная и апостольская церковь едина есть. В одном ли месте, в городе или селе, или повсюду, по всей земле, — хотя много церквей, а устав один имеют. А что написал ты о католической церкви, так я не хочу об этом много говорить, поскольку как католики — ложь, так и вы — тьма. Ведь если кто-то выведет некоего (человека) из тюрьмы, темной и несветлой, и заточит его в другой, темной и мрачной, какую пользу принесет? Это обман, а не истина. Ведь искомое для себя — из тьмы на свет вывести. Если же (кто) еще вдобавок наследника тьме создаст, то обманщик он, а не праведный. На том и (остановимся).

 

Восьмое мое слово

 

     А что писал ты о Лютере, как он пришел к (своему) учению и что якобы он правильно учит, то выше многократно обличали, что все учения вашего Лютера — это извращение и ваше обольщение. Как Сатана с бесами повсюду людей прельщают, так и вы бесовской прелести способствуете. И о латинской церкви мы выше указали. А что Лютер будто бы христианским собором выбран на свой чин, ты бы нам о том поведал, кем он выбран, и кто его ставил, и в каком он чине был: апостол ли или епископ. Апостол Павел пишет о самовольном учении наподобие вашего: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призовут того, в кого не уверовали? Как же будут веровать в того, кого не услышали? И как услышат без проповедующего? И как станут проповедовать, если не будут посланы?» А вы кем посланы, что так прельщаете людей, извращая истину? А что ты писал о духовном приобретении богатства, то везде отвергли. А коли тебе что не угодно, а Писанию веришь, то почему истинной вере не следуешь?

 

Девятое мое слово

 

     А что написал ты о посте, все — ложь, а не истина. Ибо и сам Господь наш Иисус Христос, когда вышел из воды и постился 40 дней и 40 ночей, победил искусителя воплощенной божественной сутью своей. Об этом писали Матфей, Марк, Лука: сам Господь сказал (это) своим ученикам, когда преобразился он и сошел с горы, когда привел к ученикам его человек из народа своего беснующегося сына, а ученики тогда несовершенны еще были, не приняли еще благодати и дара Святого Духа и не смогли изгнать (беса); после того привели беснующегося к Иисусу, и Иисус исцелил его; и ученики спросили его об этом в доме одного <из них), и сказал им (Иисус): «Сей род ничем изгнать невозможно, только молитвою и постом». Потому и мы, христиане, следуя Владыке Господу нашему Иисусу Христу, сорокадневным постом постимся, как и он постился, подражая тем его божественному страданию и воскресению. Пост же святых апостолов постимся в большем покое и с меньшим воздержанием, кроме того, пост служит на пользу тем, кто под запрещением. В пост же Пресвятой Богородицы Владычице как матери всех почесть воздаем. В пост же перед Рождеством Христовым, как и в пост святых апостолов, постимся. Круглогодичный пост, тот, что в среду и пятницу, честно постимся, потому, что в среду тварь замыслила убийство Господа, славы всех, в пятницу же был он распят. И мы этому дивимся и Бога прославляем, что Спаситель ради человеческого спасения провидением (своим) снизошел до такого — за людей пострадал, то скорбим и негодуем, что такая тварь на Создателя дерзнула.

     Многие и более строгие посты установлены ради воздержания и порабощения тела. Как сказал апостол Павел: «Я так бегу, не для того, чтобы воздух бить, но чтобы тело сдерживать, подчинять его». Так и мы постимся, чтобы сдерживать тело и подчинять его духу, — и оправдаемся перед Господом. Когда воздух затуманился, нельзя ясно увидеть солнце, так и при насыщенной плоти, пуще чем при сумрачном облаке, невозможно понять заповеди Господни и увидеть праведное солнце — Христа.

     А что ты писал из пророка Исайи о постах, так Господь наш Иисус Христос в Евангелии иное говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемерные, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, а оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Вожди слепые, отцеживающие комаров, а верблюдов пожирающие». И апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, от которого блуд и иное зло». И если человек отрезвится постом, тогда и восприимет все благие дела, которые, по Писанию, ведут к освобождению для долга и необходимых изменений к смирению, любви, согласию, милости, милостыне, заботе о нищих и прочим добродетелям. Не соблюдающим поста ничего этого невозможно сделать. Об Ионином посте и об Аггееве, также и о Ниневии и прочем — все они подобны друг другу. Так и Ахав ради Иезавели Навуфею приказал поститься и в тот пост убил его. Как сказал пророк Давид: «Когда он убивал их, тогда они взыскали его, и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу. Вспоминали, что Бог их помощник, и Бог всевышний их избавитель. Льстили ему устами своими и языком своим лгали ему, сердце же их было неправо пред ним, и не были они верны завету его». И многое другое найдешь об этом в Божественном Писании. А что ты писал, что апостол Павел писал к Тимофею в обоих посланиях о лжепророках и о последних прельстителях, всему тому вы последователи. Как сказал апостол Павел в тех же посланиях, что «вы в сети дьявола, живыми пойманы им в его волю», и прочее, как он там пишет. На том и (остановимся).

 

Десятое мое слово

 

     А что писал ты о молитве, что святых на помощь не призываешь и литургии не слушаешь, — и о том выше много писано было, а теперь лишь немного скажу тебе. Если бы ты на основании Христовом и апостольском назидании стоял и в ограде священных учений был словесной овцой, ничего бы ты из апостольских повелений не разрушал. А коли разрушаешь, то ты не только козлище, но хищник и волк, вор и разбойник. И как сказано в Евангелии: «Кто перелезает ограду, тот вор и разбойник». Как говорит сын Громов: «Они вышли от нас, но не были нашими, ибо если бы были нашими, то остались бы с нами». И снова (к тому же) подводит, говоря: «Тот, кто не пребывает в учении Христовом, не имеет Бога, это (человек) антихристов». Вспомни и то, что у Луки сказано: «Отвергающий апостолов — Христа отвергает». И у Матфея написано: «Вот Господу Богу поклонишься, ему одному послужишь». Это говорит Господь дьяволу. Об апостолах и о всех святых, как подобает им молиться, я выше написал.

     О литургии в Евангелии подлинно написано. Затем священные апостолы установили молитвы, а святые отцы — как литургию творить. Или мнишь, будто это просто хлеб и вино? Как же поминать смерть Господню, если литургии не творить? Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, пишет: «Ибо я принял от Господа и передал вам, как Господь Иисус в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: „Примите и ешьте. Это тело мое, за вас преломляемое. Творите сие в мое воспоминание". Также и чашу после вечери, говоря: „Сия чаша есть Новый Завет, (данный через) мою кровь. Творите сие, когда станете пить, в мое воспоминание. Когда едите хлеб сей и чашу сию пьете, о смерти Господней возвещаете"». И Господь наш Иисус Христос говорил, когда в божественном своем страдании возлег с двенадцатью своими учениками и сказал им: «И, взяв хлеб и воздав хвалу, преломил и дал им, сказав: „Это тело мое, за вас предаваемое; творите сие в мое воспоминание". Также и чашу (взял) после вечери, говоря: „Сия чаша есть Новый Завет, (данный через) мою кровь, которая за вас проливается"». Это у Луки. Матфей и Марк говорят: «Сие есть кровь моя Нового Завета, за многих проливаемая ради оставления грехов». Смотри, как воспоминание Господне творить, если литургии нет? Тем более, что (Христос) сам учил своих учеников и апостолов творить молитву, сам воздавал хвалу Богу и Отцу, как при Лазаре, так и здесь.

     И потому, если кто литургии не совершает, тот не возвещает о смерти Господней, он — антихрист и извратитель веры Христовой. Избранный сосуд, апостол Павел говорит: «Все по закону очищается кровью, и без кровопролития не бывает прощения. Ими (т. е. жертвами) каждый год напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов искупала грехи». Тогда сказал: «Вот, иду исполнить волю твою, Боже. Отменяет первое, когда постановит второе. Благодаря этой воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Видишь ли, как, о литургии говоря, пишет, как подобает ее творить и слушать? А не хотящим сего творить такое наказание налагает, говоря: «Если мы, восприняв разумение истины, своею волею грешим, то не найти более жертвы за (эти) грехи. Страшно ожидание суда и ярости огня, готового пожрать супротивных. Кто отвергся Закона Моисеева, без милосердия при двух или трех свидетелях предается смерти. Но какой же, думается, горчайшей муки предстоит сподобиться тому, кто попирает Сына Божия и простою считает кровь Завета, которою освящен, и Дух благодати оскорбляет? Мы знаем сказавшего: „У меня отмщение, и я воздам", — говорит Господь». На том и (остановимся).

 

Одиннадцатое мое слово

 

     Ты вот часто поминаешь о ходатайстве Иисуса Христа. Ты послушай: ходатайство Господа нашего Иисуса Христа это и (ходатайство) божественных его учеников, и апостолов, и святых отцов. Ходатайство Господа нашего Иисуса Христа таково, как написано в книгах Бытия: сначала сотворил Бог небо и землю, видимое все и невидимое, потом же Адама и Еву и заповедь положил ему. Когда он преступил заповедь, то изгнан был из пределов райских и осужден быть смертным и претерпевать плотские тяготы. К Раю были приставлены херувимы с огненным оружием стеречь врата Эдема, чтобы никто не вошел в него. Не думай, что есть кто-то супротивный Богу и имеет власть похитить райское селение, но ради того приставлено было огненное оружие, чтобы возвестить гнев Божий на людей. И с тех пор царствовали смерть и грех среди людей несогрешивших, от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Христова воплощения. Как сказал Павел, обращаясь к евреям: «Все святые, которые верою победили царства», и прочее, — «и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, ибо Бог предусмотрел для нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». Потому что до Христова пришествия, если кто и был праведен, непорочен, но из-за Адамова осуждения все умирали и в ад сходили. И Бог, видя, что создание его мучит дьявол, умилосердился — послал Сына своего воплотиться от пречистой Приснодевы Марии для спасения людей. Как говорит избранный апостол Павел: «Послал Бог Сына своего единородного, родившегося от женщины, подчинившегося закону, чтобы искупить подзаконных, чтобы мы приняли усыновление». И снова, к евреям обращаясь, пишет: «О братия, мы имеем дерзновение входить в святилище (посредством) крови Иисуса Христа, (который) открыл нам новый путь завесою, т. е. своею плотью, и имеем святителя в доме Божием».

     Вот ходатайство Господа нашего Иисуса Христа. Как было сказано у Луки о рождестве Господа нашего Иисуса Христа: «Внезапно явилось с ангелом множество воинов небесных, славящих Бога и взывающих: „Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение"». Потому что гнев Божий и вражда среди людей пребывали от Адама и до воплощения Христова, Христовым божественным промыслом о воплощении все это разрушилось: и смерть, и грех, и держава дьявола. И по Христовой благодати люди стали властны над собой, и были научены, как следует побеждать князя тьмы века сего и миродержателя. И сотворив волю Божию, и благодаря божественному его слову, с помощью Святого Духа, будем наследниками Царства Небесного. Своею волею не приемлющие заповедей Христовых и добровольно покоряющиеся дьяволу сойдут в муку вечную; ибо до Христова воплощения, если случайно и были праведные, то из-за гнева Божия и проклятия Адамова дьявол (над ними) власть имел и души их в ад сводил. Иисус Христос, придя, воплощением своим, и распятием, и воскресением проклятие это разрушил, став за нас клятвой, и мир Божий дав людям, и уничтожил древний гнев из-за Адама, и державу дьявола разрушил, и сделал человека способным своею властью творить добро и зло, каким и Адам был до преступления (заповеди). Как пишет апостол Павел, обращаясь к римлянам: «Слава, и честь, и мир всякому, делающему благое, повинующимся неправде — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, творящего злое». И научил Господь наш Иисус Христос, как подобает заповеди Его, Отца и Святого Духа исполнять и быть наследником Царствия Небесного. И когда возносился на небеса, передал это божественным своим ученикам и апостолам, посылая их на проповедь и повелевая этому других научить.

     Вот ходатайство Господа нашего Иисуса Христа. «Приидите, возрадуемся Господу, истинную тайну исповедая, стены ограды разрушились, и огненное оружие отворачивается от меня, и херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, (рая), из которого изгнан был из-за ослушания, ибо неизменный образ Отца, образ его присносущности принимает (на себя) образ раба. Из (чрева) в браке неискушенной матери выйдя, не изменился тот, кто был и остался Богом истинным. И то, что не приняло изменения, стало человеком ради человеколюбия». И снова в воскресных стихирах говорит: «Животворящему твоему кресту беспрестанно кланяемся, Христе, и тридневное твое воскресение славим. Ибо этим ты обновил истлевшее человеческое естество, всесильный, вход на небеса обновил нам; ты один благ и человеколюбив».

     Вот ходатайство Господа нашего Иисуса Христа. Много я тебе пересказал из Божественного Писания, но ты в это, как онагр, не веришь и, «как аспид глухой, затыкая свои уши, не слышишь голоса, истину тебе объявляющего». Ходатайство апостолов и святых отцов — учить людей и наставлять, как подобает выполнять заповеди Христовы, о чем выше была речь, как все на основании Христовом полагается, как пишет апостол Павел, что «никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое — Христос». Ибо от Христова воплощения и доныне мы все называемся христианами и ни в какое иное имя не крестимся, кроме как во имя Отца и Сына и Святого Духа. И все божественные апостолы и святые отцы учили и вели людей, направляя (их) к спасительным заповедям Христовым и научили словам и вещам, которые выше ума, и открывали, как следует веровать и заповеди Христовы исполнять. Выше я много о том писал тебе из Божественного Писания, что такое ходатайство Господа нашего Иисуса Христа и что такое учение божественных апостолов и святых отцов. Если ты не хочешь воздавать хвалу святым отцам и святым апостолам, последовать их руководству и называть их наставниками к спасению, подобает тебе и писанию их не верить. А если писанию их не верить, то как уразуметь, что есть Бог, и как (он) в Троице славится, и ради чего сошел с небес, и воплотился, и пострадал, и воскрес, и вознесся на небеса. Как уразуметь заповеди Божий? Ибо это воистину тьма — не разуметь веры в Бога. Как уразуметь, если никто не наставит? Благодаря учению божественных апостолов и святых отцов мы свет веры видим. Как говорит Громов сын Иоанн: «Кто познал Господа, а заповеди его не соблюдает — ложь это, и нет в этом истины, будто тьма ослепила очи его». Тьма — не видеть, как уразуметь закона Божия. Свет — разуметь заповеди Божии. И как уразуметь, иначе как от Писания кто наставит? И ради того надлежит божественных апостолов и святых отцов как наставников почитать и молиться им, тогда и Писанию веровать, и научаться из него. Если же все будет так, как ты, подталкиваемый дьяволом, обольщаешься, то тогда все люди будут как скоты, ничего не разумеющие. Слушай, что Господь наш Иисус Христос говорит о вас в Иоанне Богослове: «Не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир. Верующий в него не будет осужден, а неверующий уже осужден, потому что не веровал во имя единородного Сына Божия. Суд же в том, что свет пришел в мир, но (люди) более возлюбили тьму, нежели свет, ибо дела их были злы. Всякий, делающий злое, ненавидит свет». На том и (остановимся).

 

Двенадцатое мое слово

 

     Ты вот писал о поклонении иконам, и я кратко это твое безумие обличу. Если хочешь узнать истину, прочти в «Царствиях» об иконоборце Льве Исавре и сыне его Константине Гноитезном, и Льве Армянине, и Феофиле Богомерзком, досадителе святым, — и все там найдем объясненным о божественном поклонении иконам и о богомерзком супротивстве нечестивых царей, в нечестие которых вы своею волей подались. А что к Второзаконию прибегаешь, я выше тебе писал: если к Закону Моисееву прибегаешь, то подобает тебе все по (этому) закону творить. Если даже одно обрезание совершишь, а не только все, что в законе, никакой пользы тебе от Христа не будет. Как пишет апостол Павел, обращаясь к галатам: «Если вы обрезаетесь, никакой пользы вам от Христа не будет. Снова свидетельствую каждому человеку, совершающему обрезание, что он должен исполнять весь Закон (Моисеев). Откажетесь от Христа и Законом (Моисеевым) оправдаетесь, — от благодати отпадете». А то, что ты приводишь из десяти заповедей «не сотвори себе подобия ни на небесах вверху, ни на земле внизу», — так и все пророки, и я тебе об этом толкую, что все это об идолах сказано. Как говорится в Исходе Моисееве: когда Моисей принимал скрижали, тогда все люди восстали на Аарона и сказали: «Сотвори нам богов, которые поведут нас, ибо не знаем, что случилось с Моисеем, который вывел нас из Египта». И так собрали золото, перстни и серьги у своих женщин и бросили в огонь, и была слита голова тельца, и поклонились ему, говоря: «Вот боги твои, выведшие тебя из Египта, Израиль». Когда пришли они к Валаку, царю моавскому, и как из-за красоты женской впали в скверну, которую вы без ума перенимаете, принимая совокупление с женщинами и отрицая девство, так и иудеи тогда, прельстившись красотой женской, Ваалфегору послужили и ели жертвы мертвым, и Астарте, и сидонской мерзости служили, и о Хамосе плакались; как сказал пророк Давид: «Искусили и прогневали Бога Всевышнего, и уставов его не сохранили, обратились и отреклись, как и отцы их, обернулись, как лук неверный, и прогневали высотами своими, и истуканами своими раздражили», «смешались с язычниками и научились делам их, и служили истуканам их, и было им (это) соблазном; и приносили в жертву бесам сыновей своих и дочерей своих, и пролили кровь неповинную, кровь сыновей своих и дочерей, которых приносили в жертву истуканам ханаанским». Как и Соломон ради женщины поклонился идолам и отступил от Бога живого, а еще Иеровоам в Самарии поставил два золотых тельца и велел людям поклоняться им, и было это поклонение вплоть до разорения Самарии.

     Но довольно об этом идолопоклонстве, о котором и пророки говорили, и апостолы благовестили. А ты посреди святого и мирского запутался разумом: о Христовой иконе наравне с Аполлоновым идолом судил, о Богородичной иконе — наравне с Дивой, (также) и прочих святых, поклонение которым ты счел за идолопоклонство. Наше же, христиан, поклонение и почитание обращено к первообразу и божественной (сущности), и ведет к спасению. Где же ты найдешь при божественных иконах заклание жертв и пролитие крови? И как сказал пророк: «Разве я ем мясо тельца или кровь козлиную пью? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему молитвы твои». Не все ли то при иконах совершают, что при идолах никак не делают, ибо там, при идолах, капища, и костры, и жертвы, и пролитие крови; при иконах — церкви, и духовная молитва и сердечная жертва. Не думай, что мы боготворим это, но первообразу, почесть воздавая, поклоняемся. Не краскам и доскам, но написанным образам Христа, Богородицы и всех святых (поклоняемся), прообразу честь воздавая.

     А что ты из Закона Моисеева говоришь, (так) я тебе самого Моисея приведу: как Моисей двух золотых херувимов поставил в Святая Святых, и как соткал завесу, на которой шитьем изобразил все небесное подобие, и как (поставил) киот Завета, со всех сторон окованный золотом, в котором хранятся сосуды, манна, и расцветший жезл Ааронов, и скрижали Завета, — всему этому поклонялись иудеи. И (это) было не только проречением истины. (Все) это также почиталось, как почиталась Святая Святых. Когда иудеи ходили (вне храма), то на всех были покрывала. А когда они входили в Святая Святых, тогда покрывала откидывали. Как и воплощение Слова Божия, когда Авгарь, эдесский князь, получил Господне изображение на убрусе, и как (оно) его от болезни расслабления подняло. А на самой той постели не мог повернуться, когда Господь наш Иисус Христос послал ему с апостолом Фаддеем свое изображение на убрусе. И когда тот пошел с изображением, и когда был за три поприща от города, (Авгарь), не могший двинуться на той самой постели, запросто встал здоровым и, идя своими ногами, встретил у ворот города божественное изображение. И сколько с тех пор от того божественного образа совершилось различных чудес: исцеление больных, изгнание бесов, поражение нечестивых воинств, победа благочестивых — вплоть до разорения Греческого царства! Сколь много с тех пор различных чудес совершилось от того божественного образа! Если хочешь узнать истину, почитай о Греческом царстве, там всю истину и узнаешь. И как кровоточивая та, когда была исцелена от раны, отлила из меди богочеловеческий образ Христов в полный рост. И много исцелений сотворило это изображение, вплоть до времени (правления) служителя Сатаны и злочестивого отступника царя Юлиана.

     А что до Лидской церкви, в которой на столпе у западных врат было изображение пречистой Богоматери с превечным младенцем, (то) церковь эту поставили апостолы, и в ней явилось то изображение из-за прений правоверных с неверными: какой веры явится знамение, той веры и церковь иметь. Божиим повелением нерукотворный образ на столпе изобразился, не рукою был написан, но Богом. И сама Богоматерь (еще) жива была, и апостолы умоляли ее, чтобы пришла на освящение храма. Она же сказала: «Ступайте, чада, и я там с вами буду». Они же, придя и увидев то преславное изображение, исполнились бесконечной радости, со слезами воссылали молитвы Богу, творцу всех. Потом и Богоматерь пришла, чтобы увидеть свое изображение истинное, и так сказала: «Благодать моя и сила да будет с тобою». И это божественное изображение злосмрадный тот Юлиан хотел сокрушить. И сколько камнетесы ни секли камень, и сколько ни пытались изображение то на землю низвергнуть, Божиим повелением эти краски невещественную силу обретали, еще глубже входя в камень. И такие чудеса случились, что посланные ушли ни с чем, никак не сумев это изображение низвергнуть, разве что кое-где негладко стало из-за посечения. Потом руки благочестивых и это сгладили. И когда посекали и сглаживали, краски нисколько своего цвета не изменили, были, как и прежде. Так и тот Эней, что был исцелен Петром и Иоанном. Так же воздвиг он прекрасную церковь, и так же образ Богоматери изобразился, и многие чудеса произошли. Так и божественный Лука образ Богоматери написал и к ней принес. Она же сказала: «Благодать моя и сила будет с тобою». И эта икона Божиим повелением здесь, в царствующем граде Москве, пребывает, охраняя христиан. Что же сказать тебе о той иконе Богоматери, которую божественный Герман, патриарх Царьграда, с той Лидской (иконы) списал, и как она, не намочив стоп, через море до Рима шествовала? Вы сами больше нас можете знать (об этом), потому что церковь римская — у вас. Что сказать тебе о чудесах, и об исцелении недугов, и об изгнании бесов, которые случились благодаря божественным иконам и тем, кто им поклонялся? Из-за их множества и описать не могу их, — «придется мне повествовать целый год» об этом, как пишет апостол Павел, обращаясь к евреям. И коли хочешь познать истину, все это найдешь в Божественном Писании.

     И скажи мне, когда и как началось поклонение идолам и творение икон, и ради чего? Не Серух ли первым начал идолов создавать? Кто среди храбрых имя свое прославил, кто среди мудрых, кто благодаря (какой-нибудь) иной вещи похвальной (прославился), — и он, ибо был разумен, ради памяти и похвалы это делал. После него не имевшие его мудрости стали делать их, как богов, и как богам им поклонялись, и тех самых идолов богами называли. Это мерзко и запрещено через пророков Божиим повелением, ибо идолы создавались во имя скверных людей: одни были блудники, другие пьяницы, иные же разбойники, воры и скоморохи. Божественное изображение — во-первых, это изображение Спаса и Господа нашего Иисуса Христа, ибо в этот образ изволил воплотиться и спасти нас. Пречистая его Богоматерь — как сподобившаяся таковой божественной тайне послужить и принявшая просторно божественный огонь во чреве своем, как ходатайница о спасении рода нашего, через которую мы с Богом примирились. И потому образу ее поклоняемся. Небесные силы — как ходатаи о спасении нашем. Изображения всех святых на иконах почитаем мы потому, что они исполнители заповедей Господних, наставники. И сами мы стремимся к благочестию, подражать (им) хотим и исполнять (заповеди). Это об иконах. Что касается идолов, такого ты указать не можешь, ибо отличается поклонение иконам от идольского беснования. Скажи же мне, можешь ли ты такие чудеса указать при идолах, как при иконах исцеления людей? Если ты поклонению иконам, как пес, не веришь, то, по Господней заповеди, не подобает перед тобой о святом говорить.

     А что ты писал об Иоанновом послании об иконах, то в Иоанновом послании написано: «Чада! Храните себя от треб идольских». А об иконах в Иоанновом послании не писано. И это ты ложь написал. А что ты написал, будто Бог грозно карал тех, кто образы ставит, то мы того в Божественном Писании нигде не нашли. А что ты писал о вознесении Господнем, то та строка к этому не подходит. А что писал апостол Павел, что «тела наши суть церкви Божии, в которых живет Дух Божий». А что ты о Петре и Корнилии говорил, и как (говорится) у Богослова в Откровении об ангеле, — так (все) это ради смирения. Ибо и сам Господь наш Иисус Христос, когда преобразился на горе, сходя с горы, заповедал своим ученикам, говоря «никому не сообщать о виденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». И тем Господь показывает смирение и учит смиряться, дабы никто себя сам не превозносил. Потому и ангел Богословца воздвигает — учит смирению. Также и Петр (пришел) к Корнилию ради смирения. А если бы это было так, как ты говоришь, то что будешь делать с тем, что трикратным вопрошением Господним трикратное отвержение Петрово исправилось, (словами): «Паси овец моих»? И если вы не поклоняетесь и не славите, то какой же быть пастве!

     Посмотри же, что святые апостолы и власть имеют. И в Евангелии сказал Господь Петру: «И дам тебе ключ царствия небесного. И что свяжешь на земле, то связано будет на небесах, и что разрешить на земле, то разрешено на небесах будет». Видишь ли, что и небесная иерархия апостольской и святительской подчинена? И как во Второзаконии Илья затворил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев только лишь по глаголу уст пророческих. Видишь ли, каков обычай благодати Божией слушать своих угодников. А (что) писал ты о Павле и о Варнаве, так они из-за того запретили, что жрецы идольские хотели им жертву принести, будто идолам. Они потому и запретили, что те не так их почитали, как подобает святых почитать. А что ты писал, что не подобает, кроме Бога, призывать на помощь святых, так в Евангелии иное написано: «Господь, увидев множество народа, смилосердствовался над ними, ибо они были в смятении и были отвержены, как овцы, не имеющие пастыря». Тогда сказал он своим ученикам: «Жатвы много, а делателей мало. Молитеся Господину о жатве, чтобы вывел делателей на жатву свою». «И призвал двенадцать учеников своих, дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгоняли (их), и исцеляли всякий недуг и всякую болезнь». И видишь ли ты, какую власть дал Господь ученикам своим и святителям, не потому, что не мог спасти людей, но снисходя к их немощам и неразумию, и через тех наставляя людей на истинный путь, как об этом выше писано.

     А что ты из Давидова псалма говоришь, то все об идолах писано, а не об иконах. А что писал ты, что несколько сот лет образов не было, то написал ты ложь. От Христова воплощения пошли образы и поныне. А что писал ты о святом епископе Епифании Кипрском, будто он растерзал образ некоего святого на полотенце, то лживо написано. То писание еретическое и истинными христианами не приемлется. Вспомни и самого Епифания, если к отеческому учению прибегаешь, как потом он был епископом на острове Кипре, где много поклонения иконам было, и поклонялись много. А когда Епифании был епископом Папосом поставлен в епископы города Кипра, тогда дивным было его избрание, ибо святые отцы подвиглись духом от явления — обрели его на торге, где продается Божье изображение. В те времена был пребожественный Златоуст, и тот сказал: «Почитаю изображение, слитое из воска». Василий Великий, живший до того, говорит, что почитание образа относится к первообразу. А что в вашей стране с образами делается, я о том и говорить не хочу, как поддались вы бесовскому обольщению, сами о том знаете. Как сказал божественный апостол Петр в послании: «Суд вас не минует, и огонь не угаснет». А что ты писал из Деяний святых апостолов об апостоле Петре, то не к тому ты писал, в Деяниях апостольских того не писано, и написал ты ложь. На том и (остановимся).

 

Тринадцатое мое слово

 

     А что ты писал о девстве и о браке, то ты не о том писал, о чем я тебя спрашивал. Я тебя спрашивал о том, как вы относитесь к девству, браку и блуду, а не о том, что ты писал. А что ты написал, так об этом пишет Иоанн Богослов в своем первом послании: «Всякий, верующий в Господа Иисуса Христа воплотившегося и свидетельствующий (об этом), в нем пребывать должен». Как он поступал, так и нам поступать (следует). А у Христа жены не было, и все апостолы жен не имели. А что у Петра были теща и жена, так это до последования Христу. Когда же он последовал за Христом, то чистоту хранил, и теща ему была как мать, а жена — как сестра. Также и Филипп, из семи дьяконов, который имел четырех дочерей, пророчиц. Когда он не следовал Христу, тогда и родил их, когда же Христу последовал, тогда пребывал в чистоте. И дочери его с мужской твердостью хранили девство, сподобились пророческого дара и слово Божье вместе с апостолами проповедовали. Что же до мироносиц, то не все ли они девству последовали? (Все это) произошло не только с (людьми) мужского пола, но и женского.

     Двояким может быть пребывание в христианстве, девственным и обычным. Давшим обет девства подобает отказаться от брака и от мяса, не из брезгливости, но ради воздержания. Тем же, кто не давал обета девства, если и будут причастны браку и мясу, то нет им (на это) запрещения, если заповеди Христовы сохранят, ибо не одинаковы заповеди для иноков и мирян. А о тех, кто дал обет девства и не сохраняет заповеди (Христовы), пишет апостол Петр: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться (назад) от преданной им святой заповеди. Случилось с ними по истинной притче: пес, возвращающийся на свою блевотину,  и вымытая свинья — в кал и грязь». Господь наш Иисус Христос говорит о девстве и о браке: «Потому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Ибо что Бог сочетал, того человек да не разлучит». И снова: «Если кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует». Это о браке. О девстве же евангелист Матфей пишет так: «Говорят ему ученики его: если такова обязаность человека к жене, то лучше не жениться. Сказал им Иисус: не все вмещают слово сие, но те, кому дано. Есть скопцы, которые такими родились из материнского чрева, и есть скопцы, которые оскоплены людьми, и есть скопцы, которые оскопили себя сами ради Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит».

       Избранный сосуд апостол Павел пишет, обращаясь к римлянам: «Ныне нам спасение ближе, чем когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился. Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благообразно, (не предаваясь) ни пированию и пьянству, ни прелюбодейству, и постыдным делам, ни ссорам, ни зависти, но отдайтесь Господу Иисусу Христу и не угождайте плотской похоти». И опять тот же Павел, обращаясь к коринфянам, пишет: «Вы писали мне о том, что добро, если человек не прикасается к женщине. Во (избежание) прелюбодеяния пусть каждый имеет жену свою, и каждая — мужа своего. Пусть муж жене должную любовь воздает, также и жена мужу. Пусть жена своим телом не владеет, но муж, также и муж своим телом пусть не владеет, но жена. Не лишайте друг друга, разве что временами, по согласию, для поста и молитвы, и снова соединяйтесь, да не искусит вас сатана за невоздержание ваше. Говорю вам так советуя, а не повелевая. Ибо хочу, чтобы все люди были, как я, но каждому свой дар дан от Бога, одному так, а другому так. Говорю юным и вдовицам: добро им, если останутся, как я. Если же не воздержатся, пусть вступают в брак. Лучше жениться, чем быть разжигаемым. А женившимся не я заповедаю, но Бог — с женой не разлучаться; если же разведется, то пусть живет без мужа или с мужем помирится. И мужу жену не отпускать». «Об отроках и девах я не имею повеления Господня и даю совет как получивший от Господа милость быть (ему) верным. По настоящей нужде признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался без жены? Не ищи иной. Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Скорбь по плоти будут иметь таковые». «И я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разница между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, ибо свята телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы налагать на вас узы, но чтобы вы благообразно и благочинно (служили) Господу, безмолвствуя. Если кто считает неприличным для своей девицы, что она, будучи в зрелом возрасте, так остается, пусть делает, что хочет, не согрешит: пусть (она) выходит замуж. А если кто тверд сердцем и, не имея нужды, властен в своей воле, и так решил в сердце своем соблюдать свою деву, хорошо поступает. Так что выдающий свою девицу замуж хорошо поступает, а невыдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив ее муж; если же умрет ее муж, она свободна выйти замуж, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету, ибо, думаю, и я имею Дух Божий».

     Это я написал тебе, как подобает брак хранить. А спрашивал я тебя о нем, потому что слышал, что некоторые из вас блуду значения не придают и греха в нем не видят. И обличая таковых, верховный апостол Петр говорит: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от напасти, а неправедных соблюдать до мучений в День судный, наипаче же тех, кто идет вслед плотской похоти, и о начальстве не радеют, дерзки, своевольны и хулят, не боясь быть ославленными, тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силой, не принимают на себя Господнего права осуждать. Они, как животные, естеством пребываемые в погибели и тлении, о которых не ведают и хулят, в растлении истлеют. Взимая мзду неправедную, сласть принимая за повседневную пищу, они — осквернители и срамники, питающиеся своею лестью, пиршествуя с вами. Очи их исполнены прелюбодейства, и они не оставляют греха, прельщая слабые души, сердце (их) приучено к лихоимству, проклятые чада! Оставив правый путь, они прельстились, следуя по пути Валаама (сына) Восорова, который возлюбил неправедную мзду, (но) был обличен в своем беззаконии: безгласная ослица, возвестив человеческим голосом, запретила пророку (творить) беззаконие. Это источники безводные, облака и тучи, приносимые ветром, которым навеки уготован мрак тьмы. Произнося в суете горделивые речи, они совращают в нечистоты плотской похоти тех, кто воистину отпал и живет в соблазне. Обещают им свободу, будучи сами рабами тления».

     А что написал ты об иноческом житии, то пошло оно от апостолов. Как сказал Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея, зачало 19: «Кто любит отца своего или мать более меня, не достоин меня; кто любит сына или дочь более меня, не достоин меня. И кто не примет креста своего и не последует за мной, не достоин меня». И снова, глава 33: «Кто хочет идти за мной, пусть откажется от себя, и возьмет крест свой, и следует за мной». В Евангелии от Луки, глава 54: «Если кто следует за мной и не возненавидит отца своего и мать, жену и детей, и братьев, и сестер, да и душу свою, не может быть моим учеником. Кто не носит креста своего и не следует за мной, не может быть моим учеником». «Так всякий из вас, кто не откажется от всего своего имения, не может быть моим учеником». Избранный сосуд апостол Павел, обращаясь к римлянам, пишет об этом: «Крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились. Мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос восстал из мертвых славою Отца, так и мы вступим в обновленную жизнь. Ибо если мы соединены с ним подобием смерти его, то будем (объединены) и (подобием) воскресения, ведая то, что ветхий наш человек был распят, чтобы упразднено было тело греховное, дабы не служить нам греху, ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, (то) веруем, что и жить будем с ним, ведая, что Христос, восстав из мертвых, уже не умрет, смерть его уже не одолеет. То, что он умер однажды для греха, он умер однажды, а если живет, то (живет) для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живем же мы для Господа во Христе Иисусе Господе нашем. Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы повиноваться ему в похоти его. Не предавайте члены ваши греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены ваши — Богу в орудия правды. Пусть грех не одолеет вас, ибо вы не под законом, но под благодатью». «Все мне позволительно, но не все на пользу. Все мне возможно, но никто не должен обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог и это упразднит. Тело не для прелюбодейства, но для Бога, и Господь для тела. Бог же и Господа воскре­сил, и нас воскресит с ним силою своею. Разве не знаете, что тела ваши это члены Христовы? Разве из членов Христовых сотворю прелюбодея? Да не будет (этого). Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится (с ней) одним телом? Ибо сказано, будете оба единой плотью. Соединяющийся с Господом становится (с ним) одним духом. Избегайте прелюбодейства, ибо всякий грех, что творит человек, вне тела, а творящий прелюбодеяние в своем теле согрешает. Или не знаете, что тела ваши это храм живущего в вас Святого Духа, (который) имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены (дорогою) ценою. Прославляйте Бога в теле вашем и в духе вашем, ибо вы суть Божий». «И да ничем не подобает хвалиться, только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир распят, и я миру. Ибо во Христе Иисусе ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новое творение. И тем, кто поступает по этому правилу, мир им, милость, Израилю Божиему. Впрочем, никто да не утруждает меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле своем». И скажи мне, кто недуги исцелил, кто больных (на ноги) поставил, кто мертвых воскресил, кто смертную (чашу) испил, не навредив себе, кто бесов изгнал, не навредив себе, и прочее по Евангелию? Не все ли это иноческий подвиг? На том и (остановимся).

 

Четырнадцатое мое слово

 

     А что писал ты, что ты по нашему повелению вольно и смело говорил, и нам бы на тебя опалы не держать, то мы ныне слово свое помним и никакой опалы на тебя не кладем. А что мне тебя нельзя держать за нееретика, так это потому, что все учения твои отвратны Христову учению, и обо всем ты мудрствуешь супротив Христовой церкви, и ты не только еретик, но и слуга Антихристов дьявольского совета. И (если) не пуще Лютера, (то) пуще тебя есть! А впредь бы тебе этого своего учения в нашей стране не объявлять. И о том Господа нашего Иисуса Христа, всех Спасителя, прилежно молим, чтобы нас, российский народ, сохранил от тьмы вашего неверия. Слава Отцу вместе с присносущим его Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2004 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru