ПОУЧЕНИЕ ДАНИИЛА, МИТРОПОЛИТА ВСЕЯ РУСИ

 

 

    Подобает нам прежде всего, о благоразумные чада, возлюбить каждому из нас внимание и заботу о себе и осуществлять всячески искусное попечение о душах наших. Видите, как быстро идут дни жизни нашей? Как быстро бежит конь, и как птица по воздуху быстро летит, — так и дни наши, и часы, и минуты проходят быстро. Ибо не вечны мы здесь, в настоящей жизни, и как бы в гостях пребываем; непостоянно это житие, и не здесь уготовано нам жить. Но того ради привел нас господь бог в настоящую жизнь, чтобы мы не настоящему внимали н не о преходящем заботились, но чтобы все к будущей жизни промышляли и готовили.

    3десь не отечество наше, но временное пребывание и, больше того, если истинно говорить — изгнание. Ибо в изгнании мы здесь, все люди, как сказано: здесь пришлецы мы и странники. Взыщем же отечества нашего и не приобщим ни себя, ни других быстротекущей сей жизни. Ибо не вечна она, не постоянна и не надежна ни для кого из нас, как и прежде было сказано, как гостей принимает нас, и скоро, как гостей, отпускает на будущее житие, и ничего не дает нам в путь, если сами не уготовим себе благих дел.

    Потому подобает нам пребывать в трезвости, и быть готовыми всякий день и час, и смотреть на себя, не согрешили ли в чем,— в деле, слове ли, в помышлении ли, или в зрении, в осуждении, в гордости, в величании. И в чем если случится изобличить себя, всегда подобает о случившихся винах каяться, и рыдать, и плакать, да простит нам господь бог  согрешения наши и помилует нас в сем веке и в будущем. Ибо к истязанию и испытанию приведены будем о всяких вещах, все люди: и пастыри, и учители, и весь священнический причт, и мужи, и жены, и юные, и старцы, рабы и свободные, воины и купцы, ремесленники и земледельцы. Также цари, и князья, и все, пребывающие в великой славе, ниоткуда не получат помощи, кроме как только от добрых дел. Ибо когда неведомая кончина возьмет нас из сей жизни и предстанем мы суду Страшному, подобает нам предстать пред судом Христовым, дабы каждой душе принять за то, что соделала вместе с телом — благого или злого.

    Потому, помня об этом и не предаваясь лености, будем шествовать дорогой этой и подвижническим путем и, имея всегда в себе страх божий и память о страшном том дне суда Христова, честно и добродетельно кончим жизнь на этой земле божией.

    Как же будет нам дана надежда спасения, когда, живя на земле божией, упражняемся в небрежении? Что за польза нам иметь позорное и постыдное житие? Потому всего больше надлежит подумать о себе. И особенно тем, кто посвящен богу, подобает во всем прилежание и попечение блюсти: и в одеждах, и в обуви, и в обличье и внешнем виде, во время хождения по улице, в торгу, и в доме, и за разговором, и в молчании, и во время обеда — во всем стремиться к простоте, благоустроению и пользе. Ибо сказано: бог на сердце зрит, человек же — на лицо; только богу известны сердечные помышления, люди же судят по внешнему о внутреннем и сокровенном: если приметят кого не в благообразии пребывающим, в деле или в словах кого в чем осудят, то так по внешнему бесчинному шатанию начинают судить и о том, что внутри. И так соблазн и преткновение бывает многим.

    Потому и глаголет великий апостол Павел: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни эллинам, ни церкви божией». И в священных правилах написали святые апостолы о епископах, и о причетниках, и о простых людях, дабы не смехотворное и бесчинное житие иметь им. То же самое вслед за святыми апостолами пастыри, учители и преподобные и богоносные отцы наши утвердили, и установили, и в святые правила положили на память и на утверждение последнему роду. Великая польза и приобретение бывает чтущим священные правила и прочие божественные писания. Кто разумеет их и, принимая труды и подвиги и поты проливая, ищет проникнуть в мудрость их и волю божию, и, бегая как от змея от срамословия и суесловия, и от сборищ словесных, губящих душу, приемлет одни заповеди господни, предания и учение святых апостолов и преподобных и богоносных отцов наших тот радуется и утешается ими, и радуется душа их. Не то что скоморохи, и плясуны, и игральщики в шахматы и шашки, которых предали отрешению святые апостолы и святые отцы.

    Ныне же некие из духовного сана — пресвитеры, и диаконы, и поддиаконы, и чтецы, и певцы, глумятся и играют на гуслях, на домрах, смычками, и даже в кости, и в шахматы, и в шашки, и в песнях бесовских, и в безмерном и премногом пьянстве обретаются, и всякое плотское ухищрение и наслаждение больше духовного любят, и так себе и другим великий вред приносят.

    И мы отныне наказываем и святыми писаниями подкрепляем, чтоб не бывать таковому бесчинному обычаю, всяческого стыда, и срама, и осуждения исполненному. И наипервее всего — во священном сем доме пречистой богородицы, в великой и святейшей митрополии всея Руси, ни глумиться, ни играть в сем святом месте пречистой богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексея ни пресвитерам, ни диаконам, ни поддиаконам, ни чтецам, ни певцам, ни свещеносцам, ни пономарям, ни сторожам, ни всем прочим простым людям. Подобает живущим в священном сем дому быть добрым примером всем людям.

    А святые апостолы и богоносные отцы заповедали иметь жизнь непостыдную, и добродетельную, и благочестивую всем людям: и епископам, и пресвитерам, и прочему священному причту, также и мирским людям. Как гласит сорок второе правило святых апостолов: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, обретающийся в пьянстве или в кости играющий, либо да перестанет такое творить, либо да отлучен будет». Оттуда же правило сорок третье: «Иподиакон, или певец, или чтец, таковое же творящий, либо да перестанет это творить, либо да отлучен будет. Так же и простой человек». Толкование Иоанна Зонары: «Епископам и клирикам всем подобает быть для всех утешением в добродетели и примером и побудителем к добрым делам. Так как и из них некие уклоняются от добра, в шахматы и кости играют или упиваются, повелевает правило таковым перестать это творить или же: епископам, пресвитерам и диаконам совлачаться сана, а иподиаконам, чтецам и певцам, если не перестанут это творить, подвергнуться отлучению. То же и мирским людям, в шахматах и пьянстве упражняющимся. «Не подобает пить вина до опьянения», — повелевает Писание. И снова: «Не упивайтесь вином, ибо в этом блуд».

    И корчемному делу не попущено предаваться клирику по девятому правилу Трульского собора. Правило девятое Шестого собора в Труле: «Не достойно причту в корчемных домах обретаться. Если же возбранено причту входить в корчму, то, тем более, служить иным в корчмах — это то, что вовсе непристойно ему. Если же кто что-либо подобное соделает, пусть или прекратит это творить, либо совлачится сана». Того же собора правило пятидесятое: «Никому,—  ни клирику, ни простому человеку, — не играть в кости. Если же кто будет таковое делать, то, если он клирик, да извержен будет, если же простой человек, да будет отлучен».

    Того же собора правило пятьдесят первое: «Полностью отметает святой сей собор вселенский тех, кто именуется лицедеями, и зрелища их. Также ни игрищ, ни зрелищ, ни плясок ни в домах, ни на торжищах не творить. Если же кто этим пренебрежет и к чему-либо из таковых запретов себя обратит, то, если он клирик, да отвержен будет, если же простой человек, да будет отлучен».

     Того же собора правило шестьдесят первое: «Кто предает себя колдунам или так называемым колдуньим сотникам, или иным, подобным таковым, чтобы от них узнать о том, что они откроют, по прежним установлениям о них святых отцов, да будет повинен епитимий на шесть лет». Под таковой же приговор подобает подвести и водящих медведей и прочих подобных животных на забаву и вред неискушенным, и предсказывающих по звездам, смущая разными прельстительными словами, случаи, приобретения и рождения, и так называемых облакопрогонников, и чародеев, и наузников, и волхвов. Всех, пребывающих в том, и не отстающих, и не отбегающих от пагубных тех эллинских обычаев, отметать от церкви повелеваем, как и священные каноны повелевают. Что за общение свету со тьмой, как сказал апостол, или же что за соединение божией церкви с кумирами, или же что общего верному с неверным, или же что за согласие Христу с диаволом?!

    Того же собора правило шестьдесят второе: «Также от так называемых календ, или вот, или врумалий и от в первый день марта месяца совершаемого торжества отвратить желаем верных горожан. И женских пред людьми плясаний как нечестивых и многий вред и пагубу творить могущих, и плясаний мужчин и женщин во имя ложноименных эллинских богов и празднеств, творимых по некоторому древнему и чуждому христианству обычаю, отметаемся, запрещая женам в . мужскую, а мужам в женскую одежду облачаться, ни в личинах игрецов, забавников и козлогласовников не ходить, ни скверного Диониса имени, топча виноград в точиле, не призывать, не смеяться по образу невежества или в суете бесовской лести, разливая вино по бочкам. Того, кто в здравом уме начнет творить что-либо из перечисленного, если он клирик — отвергнуть, если же простец — отлучить повелеваем».

    Того же Шестого собора правило двадцать четвертое: «Не следует никому из причитаемых к духовному чину и монахам на конское ристалище ходить или бесовскими играми наслаждаться. Но если кто из клириков на брак зван будет, то, когда начнутся соблазны и искушения, пусть встанет и сразу же уходит. Так учители и отцы нам повелевают. Если же кто в том будет изобличен, то пусть или перестанет это творить, или да будет лишен сана».

    Или вот Лаодикийского собора правило пятьдесят третье: «Не подобает христианам, будучи позванным на брак, плясать и плескать в ладони, но достойно и благочестиво ужинать или обедать, как и пристало христианам». Того же собора Правило пятьдесят четвертое о том, что «не подобает священникам или клирикам взирать на некие зрелища на браках и во время званых обедов, но прежде входа лицедеев следует им встать и уйти».

    Из окончания пятнадцатого правила Карфагенского собора: о том, что «чадам священническим в зрелищах мирских не участвовать, не взирать на них. То же всегда проповедуется и всем христианам, чтобы от таковых удалялись и туда, где хуление есть, не приступали».

    Так говорят священные правила. Подобно же им и святой Ефрем глаголет, что не подобает участвовать в игрищах и глумлениях, как и святые правила возвещают о том, что ходящий на игрища к идолослужителям приобщается. Так и великий апостол глаголет: «Ведомо ли вам, братия моя любимая, что возвращаетесь вспять и снова хотите действовать по-язычески? Ибо всякий, пекущийся о плотском, глумясь, не Христа ли совлекся, будто не верит слову о воздаянии в день оный. Ибо, как глаголет господь божественными своими устами, и о праздном слове воздадут люди ответ в день этот. Если же за слова придется держать столь грозный ответ, то каков же будет ответ о делах?» И еще он же сказал: «Когда зовет Христос через пророков, апостолов и евангелистов, то от многих людей мало приходит. Когда же позовет дьявол гуслями, и плясанием, и непристойными песнями, тогда многие на то собираются. Человеколюбец же бог призывает нас и говорит: «Приидите ко мне все», и нет никого идущего, никого устремляющегося и подвизающегося. А если ненавидящий человека дьявол позовет на какое сборище, то многие стекутся. Когда же по заповедям предписывается пост или бдение, то все ужаснутся и отойдут, и будто мертвые будут. А если объявятся пиры и застолья, или гусли, или свирели, или непристойные песни, то все окажутся готовы, и, проснувшись, устремятся, призывая друг друга, и потекут злым тем путем, и возликуют на злом том сборище, не так, как христианам подобает, но как поганым». И еще сказано:

«Проповедано тебе, брат, апостолом все во славу божию творить». Так в плясании ли есть слава божия, — погаными ты делами дьяволу угождаешь, человеколюбца-бога не почитаешь. Следует тебе непрестанно молиться богу, а ты беспрестанно смеешься и играешь. Если хочешь разуметь, что бесовское это дело — игра, послушай апостола, говорящего: «Не будьте служителями бесам, ибо было уже написано о том, как сели люди есть и пить и встали играть, и прогневили бога, и погибло их в том грехе двадцать три тысячи. Опасайся и ты, не люби игрищ, да не окажешься там с бесовскими слугами. Ибо каждый понесет свое бремя и пожнет то, что посеял. Итак, соблюдай себя, ибо если здесь посеешь плевелы смехом и глумлением, то там пожнешь слезы и рыдание».

    Подобно сему и великий Иоанн Златоуст глаголет: «Всякая лютость и постыдные дела, проникающие в души слушающих, от играния и глумления бывают, единственная их забота — исторгнуть всякое целомудрие до основания и посрамить естество, исполнив его вожделением лукавого беса. Ибо там и слова постыдные и дела постыднейшие, и таковые же прически, и таковые же походки, и одежды, и возгласы, и виляние членов, и очей развращение, и свирели, и сопели, и деяния, и проступки, и, попросту, все исполненное конечного стыда. Когда протрезвишься, скажи мне, таково ли тяжело было тебе удержаться от изливающего блудодеяние дьявола, подносящего таковую невоздержания чашу!»

    И еще он же сказал: «Будем же прибегать к слушанию таковых словес, в поте лица стяжая целомудрие, понемногу уклоняясь от смеха, и песней, и постыдных сих словес. Ибо вполне может душа, обогащаясь так, стать честной и целомудренной. А если в таковых песнях обретаемся, не ведаете ли, что наиболее к злобе уклоняемся. Ибо когда сотворяем таковое художество и дело, разве сможем избежать печи оной огненной? Не слышал ли, что сказал Павел? «Радуйтесь, — сказал, — о господе». Не сказал: о дьяволе. Когда же сможешь услышать Павла, когда придешь в сознание своих прегрешений, пьянствуя вечно и непрестанно от созерцания оного дьявола». Так святой Златоуст, и святой Ефрем, и другие многие из таковых сказали. И священные правила возбраняют подобному бывать, что кратко и выше показано было, как священников и тех, кто причислен к причту, они извергают и полагают под запрещение, а простых людей отлучают от причащения.

  Всего ради этого молю вас, не любите сквернословия, игрищ и глумления, отступайте от бесед, растлевающих душу, и соблюдайте сердца свои всячески от нечистых и скверных помыслов. Храните очи свои от пагубных зрелищ и берегитесь слушания всего, что вредит душе. И как от змея бегайте от величания, и гордости, и зависти, и пьянства. Ибо много нам суждено страха и боязни в настоящем сем житии, и потому всегда есть нужда ко бдению и трезвости. Потому бдите и будьте трезвы, и много смирения и воздержания во всем имейте, и никто да не отступит из вас от учения божественного Писания, но всегда поучайтесь божественным Писанием, читайте, пойте, молитве прилежно внимайте, рукодельствуйте, суетные помышления из ума исторгайте, в мечтания и плен скверных и тщеславных помыслов не уклоняйтесь, от общения церковного не отлучайтесь, нищим давайте, о рае и царствии небесном беседуйте, помните о смерти, всекрасную и премудрую простоту, кротость и смирение больше всего соблюдайте, да избавит нас господь бог от сетей вражних, и от всякого плотского мудрования, и от злокозненных людей, да помилует и спасет нас молитвами преславной и пречистой богородицы и всех святых. Аминь.

 

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2001 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru