ШЕСТОДНЕВ

ИОАННА ЭКЗАРХА БОЛГАРСКОГО

 

 

Пролог

 

   Что прекраснее, что для меня слаще людей, любящих Бога, которые поистине жаждут жизни вечной? Не то ли, чтобы никогда не отступать мысленно от Бога и вспоминать его добрые дела? Так и ты, господин мой, князь, славный христолюбец Симеон, не знаешь усталости, взыскуя Его дел и повелений, желая украсить и прославить себя ими. Такой обычай бывает и у нас: когда видит раб преданный, что его господин совершил нечто хорошее, то не только сам, один, зная это, он хотел бы веселиться и радоваться, но если бы было можно, желал бы, чтобы это услышали все. Если люди, насыщающиеся от питья и еды, становятся румяными, сияющими и веселыми, то насколько выше их тот, пищей и отрадой которого являются мысли о Божьих делах, который хотел бы, чтобы и другие видели их и присоединялись к ним. Такие, как говорит Писание, «вырастят крылья, как орлы, полетят и не утомятся». Ибо радость не знает усталости и растит крылья. И как не возрадуются те, кто ищет и постигает, ради кого небо украшено солнцем и звездами, ради кого земля украшена растениями, деревьями и цветами, опоясана горами, ради кого море и реки и все воды полны рыбой, для кого и рай, само Царство небесное приготовлено? Потом осознав, что не ради кого-нибудь другого, но для них самих, как не будут радоваться и веселиться славящие Бога? К тому же следует представить себе, по какому образу они созданы, каково их назначение, на что они призваны. И все поняв, разве и другие  не будут ликовать и радоваться?

    Здесь же я, напоминая все шесть слов, вкратце передам их вам. Наступает время еще раз побеседовать об этом прекрасном творении.

Бог творил не как люди, строящие дома или делающие корабли, или медники, или златых дел мастера, или ткачи, или кожевники, или другие мастера; они, делая предметы, создают их по готовым образцам, которые им нужны, беря при этом друг у друга орудия труда и топоры, чтобы работать ими. Но как только Он подумал, тут же сразу и создал Он, даже если это еще никогда прежде не существовало. Ведь Бог не нуждается ни в чем, а человеческие искусства нуждаются друг в друге. Кормчий нуждается в строителе корабля, а строителю корабля нужен тот, кто рубит лес и варит смолу. И так же сеющий что-либо нуждается в земле, и в растениях, и в семенах, и в орошении, и в кузнеце, который делает нужное орудие труда; кузнецу нужен строитель и подходящий предмет. Каждый нуждается в том,   что ему требуется для работы. А Творец не нуждается ни в орудиях, ни в материале. Но то, чем для других мастеров является материал и орудие, а также время, труд, сноровка и усердие, — это для Бога воля, ибо «все, что хотел Бог, сотворил в морях и безднах», как говорит Священное Писание. И Он пожелал создать не насколько мог, но насколько Он знал, что это необходимо. Ему было нетрудно создать эти творения, то есть сотворить мир и тьму, и два великих светила, ведь для Него творение легче, чем желание. Нам же легче пожелать, нежели создать нечто, ибо мы не можем создавать только посредством воли, а Богу, Творцу, доступно все, что Он захочет, так как воле Бога присуща сила творить все, что Он хочет. И из того, что сотворено, одно видимо и познается нами чувственно, другое же воспринимается разумом, частью разумного является эфир и небо; одно земное, другое небесное. В силу необходимости Он сотворил и живые существа, одни из которых чувственные, другие — разумные; разумным существам дал жилищем небо и эфир, а земным — землю и море. И так как иные из разумных совратились на злобу и были изгнаны с небесных мест, Он отделил им часть в воздухе и на земле. И чтобы они не могли совершать зло. которое они замышляют на людей, препятствует им ангельский надзор и стража. И пусть они от этого изгнания поймут, сколько зла приносят гордость и обман.

    Но после того как Бог разделил надвое чувственный род, одних Он наделил разумом и даром слова, других же сотворил без разума и подчинил бессловесное естество разумному роду. Но иные из бессловесных творят зло и, сопротивляясь, восстают против своих владык, ведь и их владыки поступают так же и, несмотря на то, что получили рассудок и язык, яростно набрасываются на своего Творца. Поэтому и эти бессловесные существа восстают против своих господ, чтобы те через собственные дела поняли, какое зло заключается в том, чтобы каждому нарушать порядок и без боязни преступать установленные границы. Можно ясно видеть, как неодушевленные предметы соблюдают эти установленные границы. Море, взволнованное бурями и набрасывающееся на соседнюю землю, набегая, стыдится песка и не хочет преступать определенные пределы, но как несущийся конь сдерживается уздою, так и море, видя неписаный закон Божий, песком написанный, возвращается обратно. И реки текут так, как им определено изначально, и так бьют из-под земли источники, и колодцы дают людям то, что им нужно, и годы и все времена сменяют друг друга по порядку. Этому закону непрерывно подчиняются и дни и ночи. Когда они бывают продолжительными, то не хвастаются, когда же они сокращаются, не печалятся, но, друг от друга получая время, без возражений отдают и принимают долг. Нижеследующее также показывает премудрость и силу Бога: хотя земля тысячи лет бывает вспахана, засеяна и засажена растениями, дает плоды, бывает возделана и перекопана, и омыта дождем и снегом покрыта, и опалена солнцем, но она не оскудевает и приносит земледельцам обильные плоды. Также и море, от которого облака берут водное естество и рождается дождь, падающий на землю, никогда не уменьшалось и не пересыхало, но и не возрастало в объеме, принимая бесчисленные реки. впадающие в него. И еще спрошу: откуда берут свое начало истоки рек? Непостижимо для меня и представление о том, как солнце может высушить влагу? Очень легко понять это тому. кто это хочет понять. Ибо оно сушит болота, высушивает водные массивы, а наши тела минует; можно видеть, как мелеют реки, когда оно солнце, оставив южные страны, приходит на северные и приносит лето. Поэтому, по мнению некоторых, и Нил разливается не в то время, в которое разливаются другие реки, но в середине лета затопляет Египет, так как солнце тогда ходит по северному поясу и удерживает от разлива другие реки, которые сильно удалены от него [Нила]. Если же другие думают, что существуют иные причины, по которым он разливается, то они нам сейчас совсем не важны.

    Дивлюсь я тому, что не кончается и не уменьшается воздух, которым непрерывно дышит так много людей и бессловесных животных, в то время как сквозь него проходит столько солнечных лучей и притом таких горячих. К тому же лучи луны и звезд делают то же самое. Чудо из чудес! Но я осмелюсь сказать, что это чудесное еще не чудо. Когда Бог творит что-либо, нам не подобает удивляться, но лучше нужно хвалить и прославлять Его, ибо Ему легко создать все, что Ему нужно. Он вложил в эти создания достаточную силу, чтобы они существовали столько лет, сколько Он им определил. Поэтому и земля остается такой, какой она была изначально создана, и море не уменьшается и не увеличивается, и воздух, как изначально обрел свою природу, так и поныне сохраняет ее. И солнце не может растопить небесные тверди, и твердь не разлилась, хотя прежде была в виде воды, но твердь остается такой, какой ей определил быть Творец. Противоположные природные свойства влажного и сухого, а также холодного и теплого соединил Творец вместе в согласии и любви.

    Когда мы из этих вещей видим каждую в отдельности: солнце, ходящее то по северным странам, то по южным, то движущееся посреди неба, и луну, растущую и уменьшающуюся в размерах, и звезды, в определенное время восходящие и заходящие и определяющие время жатвы и сева, а также возвещающие плавающим по водам бурю и тихую погоду, то видя все это, мы, господин мой, хвалим Творца, который создал такие красоты. И с помощью этих видимых вещей продвигаемся к невидимому. Но не движение нам нужно, а вера, с ее помощью мы можем видеть Его.

    Когда же мы видим, как времена сменяют друг друга. как идет дождь и видим ее [землю], порождающую плоды и покрытую травой, и волнующиеся нивы. и зеленеющие дубравы, и поросшие лесом горы, и деревья, приносящие плоды, тогда направим язык на похвалу, и скажем вместе с божественным Давидом и с ним воспоем: «Как увеличились дела твои, Господи! Все создал Ты премудро». Когда слышим, как певчие птицы поют на разные голоса прекрасные песни: свищущих соловьев, дроздов и соек, иволог и дятлов, кузнечиков и цикад, ласточек и жаворонков и других птиц, которым нет числа, тогда возрадуемся и восхвалим Творца. Он ведь не таков, как иные мастера. Ибо те создают из готового материала. Он же все от небытия извел в бытие и дал бытие несуществовавшему. Ему было легко творить и от несуществовавшего и от существовавшего. Так Он творил некогда, вообще говоря, творит и во все дни; ибо из готовых тел творит Он тела живых существ, и от несуществовавшего творит души, но не всем живым существам, а только людям. Птиц Он создает птицами, плавающих плавающими, и из иных родов каждый превращает в свой род. Также и плоды земли приносит Он людям в виде посеянных и посаженных растений. Земля, бывшая прежде невспаханной и незасеянной, произрастила различные виды растений и семян, так же как и роды пресмыкающихся и четвероногих. И водное естество производило на свет, как ему было приказано по повелению Бога; существуют животные, которые живут в водах, и такие, которые летают по воздуху. А саму ту же землю, и небо, и воздух, и водное естество, и огненный свет не веществу велел произвести, но никогда не существовавшее извел из небытия в бытие, сам был Творцом этого великого корабля, т. е. этого творения, сам же и управляет кораблем, который Он так мудро устроил. Это нам рассказал верховный пророк Моисей, восприняв это от премудрого Творца, Господа Бога и владыки на горе Синайской.

    Эти же шесть Слов, господин мой. мы не сами составили, в одном случае дословно брали текст из Шестоднева Василия Великого, в другом случае заимствовали у Иоанна, а иное от других, которых мы когда-либо прочитали. Так мы составили это произведение, подобно тому, как некто, мимо которого проходит властитель, захотел бы построить ему дворец. Так как он не имел ничего, чтобы это сделать, он был бы вынужден идти к богатым, чтобы попросить у них необходимое, у одного мрамор, у другого — кирпич, и воздвиг бы он стены и выложил пол мрамором, используя все, что выпросил у богатых. И желая покрыть дворец крышей и не имея кровли достойной этих стен и мраморного пола, сплел бы он плетенку из прутьев и создал стропила и покрыл их соломою и сплел дверь из прутьев и так создал запор. Так следует поступать каждому, кто ничего не имеет в своем доме. Таков ведь и наш нищий ум, не имея в своем доме ничего, от чужого составил эти слова. Прибавил и от своего бедного дома собственные слова, подобные соломе и прутьям. Если владыка милостив к нему, то принимает все как его труды. Ему, властителю Бог, Владыка над владыками, дай эту жизнь, угодную Тебе и дай за это достигнуть рая вместе со всеми добродетельными мужами. Аминь!

 

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2003 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru