ПАЛЕЯ  ТОЛКОВАЯ  

 

МЕСЯЦА МАЯ, В 9 ДЕНЬ НА 10, НА ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ПАТРИКИЯ  

 

    Превечный Бог, безначальный и бесконечный, будучи Богом сил, сначала сотворил огненных духов - своими ангелами и слугами, - как о том божественный Давид писал в 103-м псалме (Пс. 103,4). Всего Бог сотворил 10 чинов: первый чин - ангелы, второй чин - архангелы, третий чин - начала, четвертый - власти, пятый - силы, шестой - престолы, седьмой - господства, восьмой - многоокие херувимы, девятый чин - шестикрылые серафимы; к десятому чину [относились] те, кто превратился в демонов. Над всеми силами каждого чина Господь Бог поставил старшин, воевод и начальников чинов. Ангелам по природе [свойственно] понимать смысл слов без звуков и сноситься друг с другом одними мыслями.

     Кроме того, преблагой и милостивый Бог замыслил сотворить иной мир - земной, как [о том] начинает повествовать великий Моисей, говоря: "В начале сотворил Бог, - говорит, - небо и землю" (Быт. 1, 1). И вот я спрошу тебя, жидовина: отчего Моисей не начал описывать [творение] с ангелов, но, не упомянув ни словом о множестве вышних сил, начинает с неба и земли? Нам следует знать, что когда Иаков поселился в египетской земле и там расплодился, то сыны израильские обратились к египетскому многобожию: одни почитали богами небо и землю, другие - ветер, третьи - облака, четвертые воздавали честь Солнцу и Луне; некоторые почитали день, а другие - ночь; одни - мрак и тьму, другие - прах; одни боготворили источники и реки, другие трепетали перед огнем как перед истинным богом. Все [это] они обожествляли по своему безумию и пустомыслию и, будучи в прелести, уклонились от истинного Бога. Из-за этого-то божественный Моисей, оставив все вышнее, немедленно приступил к описанию [творения неба и земли], дабы сыны израильские оставили египетское безбожие, ибо уши их полны [были] египетских соблазнов. Потому и послан был к ним Моисей, как о том сказано в Писании: от Авраама до Моисеева исхода 430 лет, от исхода до Давида 640 лет. Также и Давид, движимый свыше святым Духом, начинает вещать в 32-м псалме: "Словом Господним утверждены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32,6). Смотри, жидовин, на что указывает тебе божественный Давид: Слово Божие есть Сын, и ипостась Его - Дух. Мы, однако, вернее вас проповедуем Бога, единого в трех Лицах. Еще раз Давид указывает нам на Сына Божия, говоря в 109-м псалме: "Из чрева прежде денницы родил Тебя" (Пс. 109, 3). Подумай и том, жидовин, что в четвертый день Господь повелел светилам быть на небе - и Солнцу, и Луне, и звездам. И Давид, сказав, что "из чрева прежде денницы родил Тебя", ясно указывает, что Христос, Сын Божий, был со Отцом прежде всей твари. К этому Давид еще прибавил, сказав в 101-м псалме: "В начале Ты, Господи, землю основал, и дела рук Твоих - небеса; они погибнут, Ты же пребываешь; они, словно риза, обветшают, и, как одежду, совлечешь их, и изменятся; Ты же - есть, и лета Твои не истощатся" (Пс. 101, 26-28). И Соломон также написал: "Прежде творения бездны Я была перед Ним" (Притч. 8,24). Слышишь, жидовин: если не было Адама, то не было и Соломона, стало быть [он сказал это] об Иисусе Христе. Превыше всех, страшно и грозно начал Иоанн Богослов, "сын Громов". "Искони, - сказал, - было Слово, и Слово было от Бога, и Бог был Слово, и все искони было у Бога; и все через Него было, и без Него ничего не было" (Ин. 1, 1-3). Ведай, жидовин, страшную сию тайну. О ней говорили и превеликие святые отцы, движимые Духом Святым: "Единый прежде всех веков. Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного". Смотри же, как все [согласно] сказали, движимые Св. Духом, ибо Дух Святой внушил им говорить так [пропуск 2-3 слов, не читаемых в рукописи] как Он хочет. Св. Дух подал силу Св. Духа, и все [отцы] проповедовали Отца и Сына и Св. Духа: Отец вечно рождает Сына соприсносущного и сопрестольного, и Дух Святой был во Отце с Сыном прославлен - одна сила, одна сущность и одно божество в Троице. Херувимское воинство славословит: "Свят, Свят, Свят!" и снова, нераздельно же соединяя Троицу, говорит: "Господь Саваоф! Исполнены небо и земля славы Его!" Также и превеликие святые отцы сказали, движимые Духом Святым: "Святый Боже", ибо Словом создано все с помощью Святого Духа; "Святый крепкий", ибо через Него мы узнали Отца и через Него Дух Святой пришел в мир; "Святый бессмертный", ибо Дух Утешитель от Отца исходит и на Сыне почивает, - Троица святая. Мы покажем тебе все учение о Святой Троице, [добытое] великими патриархами, и пророками, и божественными апостолами, и святыми святителями из уразумения Писания.

     Моисей же осветил наш ум, говоря, что в начале сотворил Бог небо и землю; Моисей сказал это ради того, чтобы людям не казалось, будто небо и земля безначальны, что у них и у времени есть начало их бытия. Моисей указывает, однако, что это небо не видимо нами, что оно есть свет, больший, нежели Солнце. Сначала, в первый день, сотворил Бог все небывшее, то есть, как сказано в Писании, небо и землю, и вещество созидания. Сотворил Бог в тот день превышнее небо, во-вторых, землю, в-третьих, бездну, в-четвертых, ветер, в-пятых, воздух, в-шестых, воду, из которой происходят снег, лед, иней, роса, град, изморозь, пар, тучи - словом, основание всех стихий и земного состава.

     Моисей сказал еще, что "земля была невидима и не украшена" (Быт. 1,2). О земле же сказано в книге Иова, что [Бог] "повесил землю ни на чем" (Иов. 26, 7); тем самым нас учат не искать под ней никакого основания - ни стихии, ни иного неба (планеты), ни чего-либо еще, ибо вся природа повинуется Божьему законоповелению. Подобно тому и певец Давид говорит в 103-м псалме: "Ты основал землю на тверди своей" (Пс. 103, 5). Смотри: все свидетельствуют, что всё основано и держится Божьим повелением. "И тьма над бездной, и Дух Божий носился над водой" (Быт. 1,2), оживляя естество воды. "И сказал Бог: да будет свет. И сделалось так" (Быт. 1,3). Об ангелах же [Моисей] пишет, что и они были [созданы] в первый день [вместе] с небом и землей силою слова Творца, ибо пишет: "Сказал Бог: да будет свет" (Быт. 1,3), и возникли светы - ангелы, служащие пред Ним, различных чинов: свет сил, свет начал, свет господств, свет престолов, свет власти, свет херувимов, свет серафимов и всего чиноначалия, служащего и трепещущего страшной славы лица Господня. [Ангелы же] суть служебные духи, посылаемые на службу, - ангелы облаков, ангелы тумана, ангелы града, ангелы льда, ангелы туч, ангелы изморози, ангелы инея, ангелы мороза, ангелы росы, ангелы звуков, ангелы молнии, ангелы грома, ангелы зноя, зимы и лета, весны и осени - словом, всех созданий Его. Все эти дела (вещи), неизреченные, непостижимые и недоступные [в полной мере] уму, Владыка Господь Бог в первый день своею мудростью сотворил. Что касается человека, то Моисей писал не о том, как Бог сотворил суставы и органы чувств в теле человека, а о том, что Бог создал человека во всем его составе из персти земной одним сокровенным словом. Так и все пришло к началу своего бытия: небо и земля, потом свет. "И увидел Бог свет, что он хорош" (Быт. 1, 4). Великий Моисей говорит это, дабы заградить богохульные уста и дабы уразумели, что нет ничего самородного, но все является созданием Владыки. "И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью" (Быт. 1, 4—5). Бог отделил день для дел и трудов человека, а ночь - для покоя. Это был день первый, то есть неделя. После этого "сказал Бог: да будет твердь" (Быт. 1,6) - [это] день второй. Тотчас сгустился состав, видом похожий на лед и [твердый], как хрусталь. Он называется твердью вследствие того, что Он утвердил ее из жидкой и слабой воды. Как дым, исходя от горящего дерева редким и слабым, наверху превращается в густое облако, так и водная стихия, будучи жидкой и редкой, вознесенная, утвержденная и поставленная Богом наверху, становится подобной льду. И разделяет Владыка воды: половину их возводит над твердью, половину же оставляет под твердью, ибо Владыка хотел устроить и поставить под твердью светила- Солнце, Луну и бесчисленное множество звезд. Ввиду того что они имеют природу огня, посылает Бог воды на хребты небесные, чтобы они смачивали и остужали небесный свод. Те бесчисленные воды дают в избытке вселенной влагу, так что не только можно невозбранно терпеть палящий зной, исходящий от множества светил, но от избытка влаги орошается земля, как о том сказал праотец Исаак, благословляя Иакова: "Да даст тебе Господь от росы небесной и от влаги земной" (Быт. 27, 28).

     Стоит небо, под небом твердь, на небе разлиты водные бездны, и [все это] держится Божиею силою и утверждено Божиим словом, как о том сказал божественный Давид в 148-м псалме: "Он сказал, и они стали; Он повелел, и они создались" (Пс. 148, 5). И еще раз Давид разрешает наши недоумения, когда говорит: "Словом Господним сотворены небеса" (Пс. 32,6).

    "Посреди воды да будет [твердь], разделяющая воду от воды; и стало так" (Быт. 1,6). И поднял Бог половину вод на твердь, а половину - под твердь. Господь премудро разделяет воды, дабы светила, испускающие жар, не могли причинить какого-нибудь зла небесной тверди; ради этого Он устроил безмерную бездну вод и разделил ее небесным сводом, [и распростер воды], так что они охлаждают и остужают ту твердь, которую светила нагревают своим жаром. "И был вечер" (Быт. 1, 8).

    Тьма есть не что иное, как отсутствие света. Рассеивание мрака [не значит, что он] в существе своем имеет свет. Вот это исчезновение света Бог назвал тьмой. Сначала была названа не ночь, а день, дабы осветить Божественные творения, и только потом была названа ночь, чтобы она следовала за днем. Мудрость боголепно сложила их и сочетала, разделив день и ночь первого дня [творения], день и ночь второго дня [творения], день и ночь третьего дня [творения]. В первые три дня [творения], когда свет был рассеянным, день и ночь Божиим повелением оставались без сияния. В четвертый же день Бог сотворил два больших светила и засиявший эфир стал днем, а ночь приняла глубокую тьму. Тем самым Творец скрывает некую тайну своего Промысла и прообразует смысл своего тридневного пребывания во гробе. Тогда в середине пятницы Он превратил день в ночь - ради страданий Господних. Все творение тогда было сумрачно, зыбко и неопределенно, пока не осветило его Солнце. Так же и [во время] страданий Владычных весь мир был в сумраке, земля потряслась и горы расселись, день обратился в ночь, завеса разодралась надвое и весь мир поколебался. Но как только Солнце правды и наш Спаситель воссиял из гроба, то это было для нас как первый светлый день, просвещающий народы к божественной вере, а Израиль же тогда, словно ночь, был охвачен глубокой тьмой.

   "И было утро: день второй" (Быт. 1,8). Небесный свод, который мы видим, подобен льду, а также перекрытию, поставленному посреди жилища, - так сотворил Бог эту твердь между небом и землей. Божественный Давид сказал об этом в 113 псалме: "Небо - небо Господу, землю же Он дал сынам человеческим" (Пс. 113, 24). Иудеи же думают, что есть много небес, [потому что] у пророков и песнетворцев говорится, что небеса проповедуют славу Божию, так же говорил в псалмах и пророк Давид. Однако ясно, что по свойству еврейского и греческого языка вместо единственного или двойственного числа [нередко] требуется множественное. Так, словом Афины - от имени Афина - назван один город, [а не много]. Наш Спаситель своей благодатью открывает непостижимое, говоря в Евангелии: "Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут" (Мк. 13, 31). И еще Он сказал: "Никто не всходил на небо, только сшедший с небес" (Ин. 3, 13).

    В третий же день сотворил Бог море и реки, источники и семена, для чего создал Бог острова и горы. Отсюда мы видим, что вначале земля была равниной, но Божиим повелением равнина расселась, вода устремилась с равнин и обнажила землю, как повелел ей Творец: "Да соберется вода, которая под небом" (Быт. 1, 9), под ней же не было видно земли, И тотчас явилась суша. Моисей в начале [книги Бытия] именует ее землей, а теперь сушей - якобы из-за того, что она высохла под Солнцем. Дабы не называли богом Солнца, которое сушит землю, Он назвал ее сушей прежде, чем [было создано] Солнце, так как она была высушена Божиим словом. Смотрите, как сверхъестественно быстро высохла земля! По естеству поверхность земли становится сухой от солнечных лучей. Но вот еще и Солнце не было сотворено, и согревающего тепла не было, и воды едва-едва спали в пропасти и земные глубины, и суша была мокрой, смешанной с грязью, и эта жижа плескалась по всей поверхности земли, - и только одно слово Господне тут же высушило поверхность земли. "И назвал Бог сушу землею, и собрание вод назвал морем" (Быт. 1, 10). Видишь ли преблагого Господа - Художника и Создателя всякой твари: земля тут же взрастила  бесчисленное множество [растений] и покрыла [ими] свою поверхность, словно власами, выпустила разнообразные благоухающие цветы и украсилась [ими], словно пурпурным и синим виссоном и всякими благовониями. Взрастила она и полевые травы, которые сами сеют семена каждая своего рода и образа. Кто же дал земле такое великое множество семян? Как непаханая земля смогла взрастить семя? Слышав все это, вспомни, как родила Дева. Земля сама по себе, [без] повеления Божия, не может выносить и произвести плоды, до того не заключенные в семени, и рождать неведомые растения. Только тогда она смогла показать эту земную красоту, когда Господь привел [ее] от небытия к бытию и, словно избавив ее от тяжких оков, совлечением множества вод открыл ее обильную поверхность. Когда Господь повелел земле произрастить плодовитые семена, тогда и виноградная лоза, выйдя на поверхность, поднялась на огромную высоту. Материнская лоза одинаково и с равной заботой  оделяет, словно детей, своим богатством своих дивных отпрысков, через свои корни передавая им свою силу, и дарует их побегами, чтобы они, словно держась за руки, поднимались на высоту. Дабы ветер не отнес их от своей матицы, они крепко связаны и сами могут держать тяжелые грозди. Есть [у винограда] и частая листва, которой он укрывается от грозовых дождей и охраняет свои плоды. Листья же вырезаны наподобие отворенных дверок, так что от солнечных лучей они принимают потребную теплоту, которая не может нанести вреда гроздьям.

    Кто же сможет описать все разнообразие растений всей вселенной - одних в горах, других в пропастях, иных на холмах, иных на равнинах, иных на взморье, иных по берегам рек? Но Премирный Владыка повелел ей взрастить семена различной величины, дабы всё не бывшее стало быть.

    Увы твоему безверию, жидовин! Горе самовольному твоему хотению, окаянный! Внимай своим умом, как Слово взрастило травы с семенами и плодовитые деревья; земля же, сперва услышав глас Господень и приняв Божие повеление как закон естеству, начала износить плод в последующие дни. Ты же, окаянный жидовин, будучи одушевлен, стал как бессмысленная и неодушевленная земля: приняв на Синае закон от Господа, - славу Его променял на изваяние тельца; вы слышали пророчества - и пророков избили; видя чудеса, - Сына Божия отвергли, Воскресшему не поверили. Не хуже ли ты бездушного праха земного, окаянный?

    Итак, ты слышал, что не только сошедшие на землю воды стекли и вещество земли изменилось, но и с водой исполнились веления Господни, и вскоре на деле совершилось слово Его. Теперь смотри: так же родила и Дева, ибо по повелению Владыки небывшее сверхъестественно начинает быть. Вдумайся в то, что по повелению [Божию] высохла земля, когда еще не было сотворено Солнце; выросла полевая трава и плодоносное дерево, когда [земля] еще не была согрета Солнцем и напоена студеной водой, но Его повелением она их тут же взрастила. Как говорил божественный Давид в 89-м псалме: "Еще не было гор и не создано земли и вселенной, Ты же есть от века и до века" (Пс. 89, 3). И Соломон пишет: "Прежде всех холмов Он рождает меня" (Притч. 8, 25). Это разъясняет Иоанн Богослов: "Искони было Слово, и Слово было от Бога, и Бог был Слово" (Ин. 1, 1).

    Но, как сказал Василий Великий, оставим иудеев: пусть идут за светом своего огня и в пламень, который сами себе разожгли. ... Мы же поговорим о том, что на всей земле много пещер, где от самого моря невидимыми путями вода течет под землей и бурлит, будучи стиснутой в узких местах, поэтому она избавляется от горечи и солености. Просачиваясь сквозь почву, она выходит [наружу] чистой и пригодной для питья. Земля же, словно жилами, пронизана подземными источниками; она подобна природному котлу, в котором перемешаны жир с водой; когда эту смесь выливают на плат, то благодаря процеживанию вытекает чистая вода, а все остальное остается на ткани; точно так же отделяется и горечь. И все это совершается премудростью Владыки! Море есть благо, ибо из его глубин истекает вода, принимает реки обратно, но само оно и не оскудевает, и не выходит из своих пределов. Оно есть начальный источник воздушных вод: когда солнечные лучи согревают [море], мелкие частицы воды испаряются, эти испарения собираются и поднимаются вверх, там в тени облаков они охлаждаются и превращаются в дождь, который падает на землю. Это известно тем, кто, наполнив сосуд водой, разводит под ним огонь и долго ее кипятит: вся вода тогда испарится. Так же и Солнце своим теплом выпаривает воду и влечет ее в воздух или из источников, или из рек, или из невидимо текущих [подземных] вод; силою воздуха эта вода охлаждается и, ниспадая на землю, приносит обильный плод, где ей повелевает Господь. Это известно также мореплавателям: когда они обращают внимание на морские испарения, они над этими выделениями держат губки, собирают в них воду, отжимают и пьют, находя ее приятной [на вкус] после выпаривания в воздухе. Но ум земной не в состоянии понять эти [превращения] воды, и ничья мысль не может проникнуть в эту премудрость. Ничто не происходит само по себе, но все по [чьей-то] воле. Как вода сама по себе может совершать такие разные таинственные дела: влекомая корнями, она иначе питает корни, иначе кору ветвей, иначе ствол, иначе сердцевину ствола? И та же самая вода, сходя дождем на землю, укрепляет побеги, давая листьям сок; разбегаясь по ветвям, дает рост плодам; превращается в живицу и входит в многообразные цветы. Одна и та же вода создает разнообразные цветы: одни - пестрые, другие - белые, третьи - синие, иные - цветом огня, иные - багряные, иные - желтые; одна и та же дождевая вода превращается в цветовое многообразие. Чья же мысль может постичь все то, что Господь сотворил единым словом?

    А ты, жидовин, почему не веруешь, что Дух Святой причастен к творению твари, действуя вместе с Отцом и Сыном единой силой нераздельно? Ведь пишет великий апостол Павел к евреям: "Братья! Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается явлением Духа слово премудрости, другому слово разума; иному вера тем же Духом, иному чудотворение тем же Духом, иному дары исцеления, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все это производит один  и тот же Дух, каждому так, как Ему угодно" (1 Кор. 12, 7-11). То же самое [нужно сказать] и о воде, получившей по слову Творца закон претворять себя многоразличным образом. Так Святой Дух верующих умудряет и просвещает, неверных же мучит и посрамляет. Смотри, какова сила Господня: одним словом Господа вершины гор обросли деревьями, одни из которых дают людям пищу, другие - исцеление, третьи - пропитание скотам, четвертые - птицам, ибо различны виды животных, для чего Бог и сотворил множество разнообразной пищи и установил разного вида бессловесным животным питаться от разного вида трав. Как сказано в Писании, "Был вечер, и было утро: день третий" (Быт. 1, 13).

    На четвертый же день сказал Бог: "Да будет свет на тверди небесной освещать землю и для знамения времен; да будет освещение на тверди небесной светить на землю" (Быт. 1, 14-15). Слушай, жидовин, премудрость Божию: "И сотворил Бог два светила великие: Солнце для освещения дня, Луне же повелел светить ночью; и звезды поставил Бог, чтобы светить на землю" (Быт. 1, 16-17). Обрати внимание [на то, что сказано] о ночи: тьмы не было прежде века и она не была сотворена, когда Владыка повелел быть свету. Тьмы не было, но был только свет - постоянный, немерцающий и незаходящий. Когда же Владыка вновь повелел быть тверди и возник протяженный небесный свод, тогда от тени той тверди возникла тьма. Когда же сияет Солнце, оно прогоняет тень ночи, но когда оно светит против деревьев или домов, то появляется тень; когда это светило совершает свое течение, то вместе с ним вращается и тень; когда же настает заход светила, тут же бывает по всей земле тьма, называемая ночью. Известно также, что когда облако закрывает Солнце, то тень его омрачает наши глаза, как сказал Соломон в Екклезиасте: "Восходит Солнце и шествует к югу, и поворачивает к северу, и снова на север идет, творя ночь" (Еккл. 1, 5—7). А на краю земли в северной стороне бывают сильные испарения и тучи, и от этого тумана омрачаются лучи Солнца, грядущего вокруг северной стороны на восток; так возникает ночь. Впрочем, в самих северных странах ночью не бывает сильной темноты, особенно летом, когда можно работать без свечей и огня и заниматься ловлей. Когда же Солнце проходит эту сторону, оно восходит в южной стороне и, творя день, освещает вселенную для управления днем и ночью, для знамения эпох, лет и времен. Что же это за знамения, скажи нам? Кому готовятся эти знамения, когда еще человека не было на земле? Так же было в последующие дни: пророки возвестили, одни за тысячу лет, другие - за четыреста, о том, что Дева родит Сына Божия. Вы же, не увидев этого, погибли.

    Мы же начнем говорить о знамениях. Мы видим два светила, совершающих свое течение в свое время, знаменуя день и ночь; [Солнце], переходя с восхода, познает свой запад, как пишет великий Давид в 103-м псалме: "Ты сотворил Луну для [определения] времени, и Солнце знает свой запад" (Пс. 103, 19). Мы ничего не прибавили к церковному учению, кроме того, что слышали о времени и о годах, сказанное прежде Творцом всяческих для [нашего] разумения". Солнце в течение 24 дневных и ночных часов проходит суточный круг, Луна же за это время испытывает три части ущерба; за месяц Солнце проходит одну часть [большого зодиакального] круга, а за год, то есть по окончании 12 месяцев, оно проходит весь круг [зодиака]. Луна совершает то же за два дня и 7 часов с третью восьмого часа, а за 27 же дней с третью, то есть 8 часов, она совершает полный [месячный] круг. Круг из 12 месяцев является высшим, за ним следует солнечный круг, а за ним - Лунный.

    Божественное Писание толкует об устройстве обоих светил. В течение [солнечного] круга [обращения] на каждой стороне видны по три планеты. Солнце имеет два круга обращения - суточный и годовой, состоящий из 12 месяцев. Сутки - это одна часть годового круга, 30 суток  составляют один месяц. Как уже говорилось, Луна также имеет два круга - суточный и годовой, также, как и солнечный, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц состоит из 30 суток, однако если произвести точные расчеты, то окажется, что лунный месяц короче солнечного.

    Если же снова начать говорить о символическом значении сменяющих друг друга четырех времен года, то весна подобна рождению и младенчеству человеческого существа. Когда Солнце усердно поднимается вверх и увеличивает продолжительность дня, тогда распускается зелень. Когда же злаки и плоды, напитавшись вешним соком, набухают от солнечного тепла, то этот период времени называют летом. То же видим и у человека: когда дитя входит в возраст, он бывает слаб костями, его суставы и кости не крепки. Вхождение в возраст мужества подобно наступлению осени. Как исступленное Солнце иссушает всякие злаки и они становятся спелыми, так и человек, пришедший в возраст мужества: все кости его тела твердеют и костные хрящи крепнут, костная кровь превращается в мозг и головной мозг становится полностью [зрелым]. Зиму же мы уподобляем старости: как от прихода Солнца и южного ветра все замерзшее тает, так и в старости нападают болезни и частые недуги и разрушают [человека].

   Эти времена года являются равными, то есть осенний и весенний; такова же длительность зимы и лета. Как прибывает день в феврале, так увеличивается ночь в июле; как становится теплее в марте, так становится холоднее в декабре.

    Ясно знамение, вложенное в ущерб Луны, которая [то исполняется светом], то совсем его уничтожает и снова, возрастая, приобретает его от великого Бога Творца. Переменами, которым подвержена Луна, Он ясно (явно) показывает и говорит, что свет, словно душа, покидая ее, делает ее будто бы мертвой, и снова вхождением света она оживает, прибавлением света она делается словно живой. Все это есть образ человеческого естества: когда Луна нарождается, она бывает молодым и тонким месяцем, и все жители земли видят в нем символ течения человеческой жизни. Так, человек, когда родится в мир, его отец и мать, братья, друзья и соседи радуются о нем, хотя всем известно, что ему придется умереть через несколько лет. Как месяц растет и светлеет, так и человек в детстве растет и набирается сил; как Луна достигает полноты, так и человек, выросши, достигает совершенной силы; как свет Луны убывает, так и сила человека, день за днем отходящего от совершенства, скудеет; напоследок же [наступает] смертный час. Но как Луна возрождается, так и человек о Христе воскресает, как сказали божественный Иоанн и великий Павел: "Сеется смертный, восстает бессмертный; сеется в немощи, восстает в силе" (1 Кор. 15, 42—43). Итак, все творение составлено Божией благодатью и познаваемо ради человека.

    И сказал Бог: "Да будут оба эти светила на тверди небесной для знамений и годов" (Быт. 1, 14); это знамение происходит тогда, когда убывает Луна; она не сама по своей природе убывает, но она прячет свою светлую сторону, и тогда мы видим ее темную часть, охваченную словно колодкой или обручем. Другое знамение, которое повелел ей делать Господь, бывает тогда, когда Луна подступает к Солнцу: тогда она скрывает свет лица своего, как если бы кто-то из царевых слуг стал перед лицом царским, то он и не помышлял бы сравнивать себя с царем, но со страхом предстоял. Так и Луна: когда она приближается к Солнцу, то она свой свет прячет; когда же отходит от Солнца подальше, тогда свет ее растет и этот свет она являет вселенной, подобно неким правителям, которые пред лицом своих господ ни во что себя не ставят, но, отойдя от них, являют себя в блеске и страхе. Так и Луна, когда удаляется от Солнца, то, как царица, являет себя украшенной светом; при приближении же к Солнцу предстает словно разоблаченная. Итак, смотри: она своего тела не губит, но только прячет свет при приближении к Солнцу. Солнце же знаменует собой как день, так и ночь, однако не владеет тем и другим, но только днем, ночью же владеет Луна, ибо так поделено между ними всемогущим Божиим повелением. Некоторые сочинители басен говорят, что Солнце и Луна со звездами движутся под землей. Те, кто в древности создали столп и поднялись на его высоту, в суете своего ума соблазнились, когда увидели оба светила и звезды вращающимися, — тогда они стали представлять небо сферическим. Однако Писание нас учит иначе: небо никоим образом не движется от востока к западу, а твердь не является сферой. Об этом сказал божественный пророк Давид: "Благословите Господа все ангелы Его, сильные крепостью, исполняющие слово Его; благословите Господа все воинства Его, слуги Его, исполняющие волю Его" (Пс. 102, 20-21). Великий Павел также сказал, что [ангелы] "суть служебные духи, посылаемые на служение" (Евр. 1, 14). В Писании сказано: звездам и обоим светилам совершать движение по воздуху при помощи разумных сил. Указывая на то, что всякое создание движется невидимыми силами, Павел сказал так: "Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что сама тварь освободится от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8, 20-21), то есть в конце веков ангелы освободятся от обязанностей своей службы, которую они исполняют ради человека. О конце века сказал в Евангелии сам Бог: "Ибо тогда силы небесные поколеблются, и звезды, словно листья, спадут с неба на землю" (Мф. 24, 29-30). Небесными силами Он называет ангелов; падение звезд на землю произойдет из-за освобождения ангелов от своей службы управления звездами. И в Послании Коринфянам апостол Павел сказал: "Не подобает мне хвалиться, ибо я приду в видении явления Господня. Знаю человека во Христе, который 14 лет тому назад (или в теле, или вне тела - не знаю, Бог ведает) восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать, и был переселен в рай" (2 Кор. 12, 1-4). Посмотри на того, кто был восхищен на высоту, которая от земли до неба, на третью часть всего расстояния до неба! Причина восхищения, говорит Писание, в том, что он — избранный сосуд Божий. Павел, уча нас дерзать, трудиться и проповедовать, в своем восхищении показывает те небесные силы, которые непрестанно, день и ночь, движут звездами, служа, по Божию повелению, человеку. Для того и Павел был восхищен, чтобы утешить его и укрепить в страданиях за имя Божие и в продолжении заповеданного ему служения, - так, как это делают виденные им ангелы, непрестанно исполняющие [службу]. Укрепившись этим, Павел поведал о многих своих бедах, понесенных за имя Христово и за Церковь. Что касается восхищения в рай, то об этом в Писании тот же Павел с дерзновением просвещает: душа праведных пребывает в райской благодати, оберегаемая невидимыми силами с усердием и со всяким благочестием, и, пребывая в той благодати, ожидает еще большей - жить с Богом в Его неизреченной тайне. И неизреченные слова слышав, дерзну сказать: того, кто путь жизни совершит и веру сохранит, ожидает венец правды от Бога. Мы же переходим к следующему.

    Итак, все звезды находятся под твердью в нижней ее части, движимые и управляемые с небесной высоты служением чина невидимых сил; над ними же есть семь планет, образом которых является созданный Моисеем семисвещник, подходящий и нашей честной, пресвстлой православной Церкви для просвещения неверных. Наступление темноты после захода обоих больших светил, время восхода и заката, связь вселенной, метаморфозы в жизни растений, явление равномерных приливов и отливов на северном и южном концах [земли] и прочее, в чем можно указать начало и конец, а также значение этих изменений - все это мудрецы высчитывают и предсказывают затмения по указанию чисел. Убывание Солнца происходит медленно- прохождением через 12 частей зодиакального круга, убывание же Луны происходит быстро - в 24 месроя. Об этом мы еще будем говорить, а пока вернемся к сказанному о том, что Господь сотворил Солнце вечно сияющим, Луну же то облачающейся светом, то совлекающей его красоту. Это было первый день творения, ибо сказано, что из небытия в первый день все сотворил Бог; в другие дни после первого Он все разделил: уже созданный свет всемогущий Художник превратил в Солнце. Подобно тому как кто-то отлил бы золотой слиток и потом раздробил его на монеты, так и всемогущий Художник разделил первый дивный единый свет на Солнце, Луну и звезды. Первый свет, свет как таковой, просто пребывал, не заходя и не мерцая. Те два светила и звезды Господь сотворил вне небес и потом приложил их к горней тверди. Подобно тому как кто-нибудь из земных художников, создав какой-либо образ (картину), потом прибивает его к стене, так и Господь Бог создал светила вне небес, дабы Солнце освещало землю в начале дня. Луна же ночью; множеству же звезд повелел сиять ночью. Как сказал Василий Великий, когда настанет ночь, взгляни на небо и посмотри на необычайную красоту звезд, коими всемогущий Художник и наш Творец украсил и, как различными цветами, расцветил небо. Звезды же существуют не без пользы: одни являются знаками для плавающих по морю, другие - знаками покоя для зверей; одни указывают путь перелетным птицам через обширные пространства, другие предостерегают рыб; одни назначены гадам, другие -- для знамения людям. Как сказали пророк Аггей с Захариею в 146 псалме, сочиняя песнь: "Исчисляющий множество звезд и называющий всех их по именам" (Пс. 146, 4) прежде [созданную] бездну разделил на воду и сушу; [одну часть воды] возвел над твердью, [другой части] повелел быть различными морями, разделил ее на реки, на множество источников, на озера и болота. Как сказал великий Павел, "все, что на небесах и что на земле,- все создано Им" (Кол. 1, 16). Движением светил Господь показал время и различие дней. Бог сотворил Луну такой, какой она бывает в 15 день - в полнолуние. Утром взошло Солнце, и Луна перемещается и является на западе. Пока Солнце совершает свое течение на запад, Луна убывает и, желая снова взойти, исчезает, ибо сказано: "Да владеют днем и ночью".

    Однако нам следует рассмотреть, почему Бог сотворил Луну исполняющейся [и убывающей]. Луна появляется [на небосклоне] на четвертый день, подобно тому как и сотворена она была в четвертый день. Если бы это было не так, то и Луна не имела бы такого свойства - убывать [и возрастать].

Причина того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, состоит не в акте творения, а в солнечном сиянии, которое удлиняет дни. Число дней каждого лунного месяца - 29 с половиной. Лунный год состоит из 12 месяцев, [или] 354 дней. То, что Луна получила [от Творца], то [Солнце] отдает Луне: Луна отдала Солнцу 11 дней, Солнце же в течение 19 лет наделяет Луну четырьмя лунными [месяцами]: в пятый лунный год, [девятый], тринадцатый и девятнадцатый, после чего счет возвращается к началу. Пусть будет ведомо исчисление [лунного цикла] в соотношении с календарными месяцами. Первый год лунного круга начинается в январе.

    Год первый. Январский лунный месяц первого года начинается 21 декабря, а кончается 19 января. Февральский лунный месяц начинается 20 января, а кончается 17 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 18 февраля, а кончается 18 марта. Апрельский лунный месяц начинается 19 марта, а кончается 17 апреля. Майский лунный месяц начинается 18 апреля, а кончается 17 мая. Июньский лунный месяц начинается 18 мая, а кончается 15 июня. Июльский лунный месяц начинается 16 июня, а кончается 15 июля. Августовский лунный месяц начинается 16 июля, а кончается 13 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 14 августа, а кончается 12 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 13 сентября, а кончается 11 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 12 октября, а кон чается 10 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 11 ноября, а кончается  9 декабря.

    Год второй. Январский лунный месяц начинается 10 декабря, а кончается 8 января. Февральский лунный месяц начинается 9 января, а кончается 6 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 7 февраля, а кончается 8 марта, Апрельский лунный месяц начинается 9 марта, а кончается 6 апреля. Майский лунный месяц начинается 7 апреля, а кончается 6 мая. Июньский лунный месяц начинается 7 мая, а кончается 4 июня. Июльский лунный месяц начинается 5 июня, а кончается 4 июля. Августовский лунный месяц начинается 5 июля, а кончается 2 августа. [Дополнительный] лунный месяц начинается 3 августа, а кончается 30 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 1 сентября, а кончается 30 сентября. Октябьский лунный месяц начинается 1 октября, а кончается 29 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 30 октября, а кончается 28 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 29 ноября, а кончается 28 декабря.

    Год третий. Январский лунный месяц начинается 29 декабря, а кончается 27 января. Февральский лунный месяц начинается 28 января, а кончается 25 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 26 февраля, а кончается 27 марта. Апрельский лунный месяц начинается 28 марта, а кончается 26 апреля. Майский лунный месяц начинается 27 апреля, а кончается 25 мая. Июньский лунный месяц начинается 26 мая, а кончается 23 июня. Июльский лунный месяц начинается 24 июня, а кончается 23 июля. Августовский лунный месяц начинается 24 июля, а кончается 21 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 21 августа, а кончается 20 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 21 сентября, а кончается 19 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 20 октября, а кончается 18 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 19 ноября, а кончается 17 декабря.

    Год четвертый. Январский лунный месяц начинается 18 декабря, а кончается 16 января. Февральский лунный месяц начинается 17 января, а кончается 14 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 15 февраля, а кончается 16 марта. Апрельский лунный месяц начинается 17 марта, а кончается 14 апреля. Майский лунный месяц начинается 15 апреля, а кончается 14 мая. Июньский лунный месяц начинается 15 мая, а кончается 12 июня. Июльский лунный месяц начинается 13 июня, а кончается 12 июля. Августовский лунный месяц начинается 13 июля, а кончается 10 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 11 августа, а кончается 9 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 10 сентября, а кон­чается 9 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 10 октября, а кончается 7 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 8 ноября, а кончается 8 декабря.

    Год пятый. Январский лунный месяц начинается 9 декабря, а кончается 6 января. Февральский лунный месяц начинается 7 января, а кончается 4 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 5 февраля, а кончается 5 марта. Апрельский лунный месяц начинается 6 марта, а кончается 3 апреля. Майский лунный месяц начинается 4 апреля, а кончается 4 мая. Июньский лунный месяц начинается 5 мая, а кончается 1 июня. Июльский лунный месяц начинается 2 июня, а кончается 2 июля. [Дополнительный] лунный месяц начинается 3 июля, а кончается 31 июля. Августовский лунный месяц начинается 1 августа, а кончается 29 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 30 августа, а кончается 28 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 29 сентября, а кончается 27 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 28 октября, а кончается 26 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 27 ноября, а кончается 25 декабря.

       Год шестой. Январский лунный месяц начинается 26 декабря, а кончается 24 января. Февральский лунный месяц начинается 25 января, а кончается 22 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 23 февраля, а кончается 23 марта. Апрельский лунный месяц начинается 24 марта, а кончается 21 апреля. Майский лунный месяц начинается 22 апреля, а кончается 22 мая. Июньский лунный месяц начинается 23 мая, а кончается 20 июня. Июльский лунный месяц начинается 21 июня, а кончается 19 июля. Августовский лунный месяц начинается 20 июля, а кончается 17 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 18 августа, а кончается 16 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 17 сентября, а кончается 15 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 16 октября, а кончается 14 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 15 ноября, а кончается 14 декабря.

    Год седьмой. Январский лунный месяц начинается 15 декабря, а кончается 13 января. Февральский лунный месяц начинается 14 января, а кончается 11 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 12 февраля, а кончается 13 марта. Апрельский лунный месяц начинается 14 марта, а кончается 11 апреля. Майский лунный месяц начинается 12 апреля, а кончается 11 мая. Июньский лунный месяц начинается 12 мая, а кончается 10 июня. Июльский лунный месяц начинается 11 июня, а кончается 9 июля. Августовский лунный месяц начинается 10 июля, а кончается 7 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 8 августа, а кончается 6 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 7 сентября, а кончается 5 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 6 октября, а кончается 4 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 5 ноября, а кончается 3 декабря.

    Год восьмой. Январский лунный месяц начинается 4 декабря, а кончается 2 января. [Дополнительный] лунный месяц начинается 3 января, а кончается 30 января. Февральский лунный месяц начинается 1 февраля, а кончается 2 марта. Мартовский лунный месяц начинается 3 марта, а кончается 1 апреля. Апрельский лунный месяц начинается 2 апреля, а кончается 30 апреля. Майский лунный месяц начинается 1 мая, а кончается 30 мая. Июньский лунный месяц начинается 31 мая, а кончается 28 июня. Июльский лунный месяц начинается 29 июня, а кончается 28 июля. Августовский лунный месяц начинается 29 июля, а кончается 26 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 27 августа, а кончается 25 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 26 сентября, а кончается 24 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 25 октября, а кончается 23 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 24 ноября, а кончается 23 декабря.

Год девятый. Январский лунный месяц начинается 24 декабря, а кончается 21 января. Февральский лунный месяц начинается 22 января, а кончается 19 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 20 февраля, а кончается 21 марта. Апрельский лунный месяц начинается 22 марта, а кончается 19 апреля. Майский лунный месяц начинается 20 апреля, а кончается 19 мая. Июньский лунный месяц начинается 20 мая, а кончается 17 июня. Июльский лунный месяц начинается 18 июня, а кончается 17 июля. Августовский лунный месяц начинается 18 июля, а кончается 15 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 16 августа, а кончается 14 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 15 сентября, а кончается 13 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 14 октября, а кончается 12 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 13 ноября,  а кончается 12 декабря.

    Год десятый. Январский лунный месяц начинается 13 декабря, а кончается 9 января. Февральский лунный месяц начинается 10 января, а кончается 8 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 9 февраля, а кончается 9 марта. Апрельский лунный месяц начинается 10 марта, а кончается 7 апреля. Майский лунный месяц начинается 8 апреля, а кончается 7 мая. Июньский лунный месяц начинается 8 мая, а кончается 5 июня. Июльский лунный месяц начинается б июня, а кончается 5 июля. Августовский лунный месяц начинается 6 июля, а кончается 4 августа. Сентябрьский лунный месяц начинается 5 августа, а кончается 2 сентября. Октябрьский лунный месяц начинается 3 сентября, а кончается 1 октября. [Дополнительный] лунный месяц начинается 2 октября, а кончается 30 октября. Ноябрьский лунный месяц начинается 1 ноября, а кончается 30 ноября. Декабрьский лунный месяц начинается 1 декабря, а кончается 27 декабря.

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2001 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru