ИЗ "ИЗБОРНИКА 1076 ГОДА"

                                      (продолжение)

 

 

 

О жестокости

 

    Одним путем не ходи с жестоким — и не поднимется на тебя, ибо поступит он по нраву своему, и в его безрассудстве погибнешь.

    С яростным не спорь, и не иди с ним через пустыню, ибо кровь для него — ничто, и когда не будет помощи, тут же уничтожит тебя.

    С глупцом не советуйся, ибо не сможет он слова сдержать.

    Пред чужими не совершай ничего тайного, ибо не знаешь, как поступят с тобою.

    Не являй своего сердца всякому человеку, чтоб не вознес он тебе хвалы. Женщине не открывай души своей, не дай наступить ей на твердость твою.

    Не встречайся с женщиной блудной, и не впадешь в ее сети.

    На деву не взглядывай, не то соблазнишься ее чарами,

    Не дай блудницам души своей и не погубишь наследия своего.

    Отврати очи свои от красивой женщины и не любуйся чужой красотой, ибо в женской красоте погибли многие, и похоть от нее огнем распаляется. 

    С замужней никогда не сиди и не беседуй с нею по (какому-либо) поводу: а вдруг как душу твою привлечет — и духом своим поскользнешься

в большую беду.

    Не завидуй славе грешника, ибо не ведаешь, как он погибнет.

    Не оставляй старого друга, ибо новый его не заменит.

    И с мудрыми советуйся, и с разумными входи в размышление, и все дела твои идут по законам Всевышнего.

    Мужи праведные пусть вкушают с тобою, и в страхе Господнем будет хвала тебе.

    Мудрый судья научит людей своих, и власть разумного пусть установится; каков будет судья к своим людям, таковы же и слуги его.  

   <...>

   Не держи гнева на ближнего своего, не принимай участия во вредных делах; ненавистна и Богу и людям гордыня, и в обоих случаях согрешает несправедливость.

   <...>

     Несправедливо укорять разумного бедного, и не следует славить мужа грешного.

     Сам (Бог) вначале сотворил человека и оставил его в деснице воли своей. Если пожелаешь, соблюдешь заповеди и исполнишь веру благоволения.

    Предложил тебе огонь и воду: протянешь руку к тому, к чему захочешь.

    Пред человеком жизнь и смерть — и то ему дастся, что он выберет: велика мудрость Господня.

    Крепок силой Всевидящий, и очи его — на страшащихся его, и ведает он все дела человеческие.

    Заповедал никому не быть в бесчестье, никому не попустил согрешать.                                            

    Обращаясь к Богу, воздержись от греха, отвратись от неправды и отрекись от скверны.

    И пока еще ты не впал в недуг, смири себя, а в грехах обратись к Господу.                    

    И не медли воздать молитву вовремя, и приготовь себя, не будь человеком, искушающим Бога, помни о гневе его в день кончины своей. 

    Лучше обличать, чем гневаться. 

    Обличи друга: часто находит клевета; и не всякому слову веру давай.

 

 

Изречения

 

    Премудрый словами руководствуется, и мудрый человек всегда полезен вельможам.

    Лучше человек, скрывающий свою необузданность, чем скрывающий мудрость свою.

<...>

    Издали познается сильный по своим речам.

    Умный знает, на чем поскользнется

    Сердце вспыльчивого как утлый сосуд: никакого разума не удержит.

    Если мудрое слово услышит разумный, оценит его и к себе применит.

    Глупый со смехом возвысит свой голос, мудрый же человек едва улыбнется.

    Душу свою оскверняет сплетник.

    Что тот, кто чинит сосуд разбитый, то и учащий глупого.

    Кто скажет глупцу — пусть в конце переспросит: «Что я сказал?»

    Две вещи грехи умножают, а третья наводит — это гнев.

 

 

О женах злых и добрых

 

     Всякое зло мало против зла от женщин, жребий грешника пусть выпадет ей.

    Жена лукавая — язва сердца.

    От женщин начало греха, из-за нее умираем все.

Не разрешай жене на тебя наговаривать, и если не ходит она под рукою твоей, отсеки ее от плоти своей.

У доброй жены блажен муж ее, и число его дней удвоится.

    Жена хорошая радует мужа своего и годы жизни его наполнит миром.

   <...>

   Мудрую жену не просто найти.

   У женщин редко узнаешь правду.

 

 

О жене лукавой

 

    Предпочти жить со львом, чем с женой лукавой. 

    Лукавство женщины изменяет вид ее, и омрачает лицо ее.

   <...>

   Подобны хватающим тень и бегущим за ветром те, кто верит в сны.

    Дух боящихся Господа будет жить, ибо их надежда на спасающего их, страшащийся Господа ничего не убоится, ибо очи Господни обращены на боящихся его.

    Благословенье Господне — отступить от греха, и очищенье — отринуть неправду.

    Приносящий жертву в неправде — приношенье его не примут, и даже множеством жертв не простится грех.

    Как закалающий сына пред отцом его, так и несущий жертву из средств убогих.

    Ибо хлеб их — плоть и жизнь их, и тот, кто лишает его, есть человек, проливающий кровь.

    Каков же проливающий кровь, таков и удерживавший плату наемнику.

 

 

О десятине

 

   Не являйся пред Господом пуст, ибо — по заповеди: приношение праведного умаслит алтарь и благоуханье его пред Всевышним.

    Благоприятна жертва от мужа праведного, и память его незабвенна будет: оком благим восславил он Господа и не умалил начатка рук своих.

    <...>

    Дай Всевышнему подаяние, ибо Господь воздающий семижды воздаст тебе.

    <...>

 

 

О златолюбце

 

    Возлюбившие злато не спасутся, возлюбивший тленное сам пресытится: многие пали из-за золота и была их пагуба перед лицом их.

    Блажен в богатстве, кто беспорочен, кто не идет вслед золота; кто таков — такого восславим, ибо дивное создал он средь людей своих.

    И кто искушен им был и не поддался — да будет славен.

    Кто мог бы преступником быть и не стал им, мог зло сотворить, но не сотворил — да увеличится благо его и о милосердьи его поведает церковь святая.

    Кто Бога страшится, того не настигнет беда, а если впадет в напасть, то Бог его выручит.

    Разумный человек доверяет закону и ходит по Христовым заповедям, и закон его прав.

    Бояре и судьи славные, но нет средь них ни единого выше того, кто страшится Господа.

    Рабу разумному и свободные служат.

    Не мудрствуй, делая дело, и не хвались в годину тяжелую.

    У недоброжелательного друга и у врага не проси совета.

    <...>

    Раскрывший тайну утратил доверие, он не сыщет друга по душе своей.

    <...>

    Мудрость кроткого возвысит главу его и среди вельмож усадит его.

    Пока не услышишь — не отвечай, и не вмешивайся в беседу, и в совете бесчестных не восседай.

    <...>

    И по детям своим человек виден.

    И не всякого человека в дом свой введи: остерегайся злодея, ибо творит он зло.

    <...>

    Если хорошо человеку, то в печали враги его.

    Не доверяй врагам своим во веки.

    Ведь только когда заржавеет медь, тогда и злоба врага пройдет; но если смирится он и пойдет поникши, будь бдителен и берегись его, тогда станешь ты для него чистым зеркалом.

    Но не оставь его возле себя, чтобы, изгнав тебя, не занял твоего места. Не ставь его и по правую руку, чтобы не отнял он места твоего, — вот тогда и поймешь мое слово и речам моим возрадуешься.

    Устами своими услаждает враг, а сердцем своим советует ввергнуть тебя в яму.

    Очами своими прослезится враг, а наступит время — не насытится кровью.

    И если настигнет тебя беда, он тут же окажется первым, как бы помогая, он поставит тебе подножку, и головой покивает, и восплещет руками своими, и сплетни распустит, и изменит лицо свое.

    Раньше времени не возносись, и с теми, кто крепче тебя и богаче, не общайся: какое уж общение горшку с котлом — ведь этот прикоснется, а тот рассыпется.

    Богатый обидит, и сам же прогневается, бедный же, обиженный, и сам извинится. Если есть у тебя что-то, пребудет он с тобою, если же нет, обольстит тебя, и насмеется над тобою, и проговорит приятно, и скажет: «Да есть ли что-то, что нужно тебе?» — и посрамит тебя едой своей, пока не истощит тебя вдвое, и напоследок обзовет шутом, взглянет на тебя — и оставит тебя, головою качая.

 

    Внимай, мой сын, и не забудь, чтобы не осрамиться в веселье твоем.

 

 

О вине

 

    Не увлекайся вином, ибо многих погубило вино. Горесть души — в гневе и с клеветою выпиваемое без меры вино.

    На пьяном пиру не охаивай ближнего и не мешай ему в веселье его.

 

    Если старшим над другими поставили, не возносись, будь для всех как один из них.

    Если что услыхал — не выноси на сторону, безрассудно на пиру не мудрствуй, будь как тот, кто знает, но молчит.

   Среди вельмож не равняйся с ними, и пока другие молчат, не торопись говорить, ибо муж в совете не отвергнет раздумия.

    Без совета ничего не делай, а когда совершишь — не раскайся.

    Не советуйся с недоброжелателем, а от искушающих тебя утаи намерение.

    Не советуйся с трусливым о рати, с купцом о прибыли и с покупателем о купле, и с завистливым о похвале, и со злыми о милосердии, и с рабом ленивым о хорошей работе, — и даже не приступай к таким ни за каким советом.

    Пребывай с благоверным мужем, если узнаешь, что он соблюдает Божьи заповеди: согрешишь — он тебе сострадает, сердечным советом поможет.

    Бывает, разумный муж учитель другим, однако о душе своей не заботится.

    Но бывает другой человек, для души своей мудр, и надежен плод разума в устах его.

    Мудрый муж наставит людей своих.

 

 

О мертвых

 

    Чадо, слезы свои источи над мертвым: возрыдай, точно в тяжком страдании и, как положено, тело его накрой, и не пренебреги его погребением.

    Горький плач начинай и рыдай день иль два, чтобы избегнуть хулы: ведь от горести смерть наступает, и сердечное горе сломит твердость души.

    Вспомни закон, он таков: «Мне — завтра, тебе — сегодня».

    Подумай о нем при исходе души его и утешься, ибо печалью и скорбью ему не поможешь.

    Сердце твое утром пусть устремляется к Господу, тебя сотворившему, перед Вышним молись, отверзая уста свои на молитву; и о грехах своих помолись, и помоги убогому.

    Печаль великая от века людям была дана.

    Именье неправедных точно ручей пересохнет.

    Чада грешников в скверне пребудут, живя советами нечестивых.

    Погибнут потомки чад грешников, позор будет с семенем их.

    Укоряют детей за отца нечестивого, за него примут они позор. 

    Дети грешников не пустят корней.

 

 

О почитании родителей

 

    Восславил Господь отца за детей его, и суд правый матери основал за детей ее.

    Чтущий отца искупил грехи, и, обогащаясь, прославит мать свою.

    Чтущий отца будет счастлив в чадах, и в час молитвы своей он будет услышан.

    Прославляющий отца получит долгую жизнь, и внимающий Господу упокоит матерь свою, и как владыкам послужит родившим его: делом и словом чти отца своего, чтоб получить благословение, ибо отчее благословение укрепляет чадам дома, а проклятие матери разрушает их до основания.

    Не хвались бесчестьем отца своего, ибо нет похвалы от бесчестья; похвала человеку по чести отца его и позор детям — мать в бесславии.

    Чадо, отцу помоги в его старости и не огорчай его при его жизни, а если теряет разум — не попрекай и не укоряй его в силе твоей.

    Благодеянья отца незабываемы — против грехов укрепят тебя. и в день печали твоей напомнят тебе о себе, и, как жар на морозе, так растают грехи твои.

    Сколь бесславен забывший отца своего и проклят Богом огорчающий мать свою.

    Чадо, годы свои проводи в кротости — и возлюбят тебя люди.

    <...>

    Пламя огня угасит вода, а милостыня искупит грехи.     Чадо, не лишай нищих хлеба и не минуй очей умоляющих. 

    Души алчущей не оскорби, не обидь человека в бедности его. 

    Сердца обиженного не раздражай, не пронеси подаяния мимо нуждающихся.

    Раба скорбящего не отгоняй и не отврати лица своего от нищего.

    И от просящего у тебя не отводи очей.

    Не дай повода человеку проклинать тебя: если кто клянет тебя в горести души своей, услышит мольбу его Сотворивший его. 

    <...>

 

 

Похвала премудрости

 

    Премудрость восхвалит душу свою и посреди людей своих похвалится, и в церкви Всевышнего уста свои отверзет.

    <...>

    Мудрость тремя украсилась делами и тем прекрасна: миром между людьми и Богом, любовью между близкими, и пахарем, что трудится в поле; и три человека душе моей ненавистны, и омерзительна жизнь их: бедного гордого, и богатого лживого, и старца, ослабшего разумом, — ведь чего не собрал ты в юности, как сможешь то обрести ты в старости?

    <...>

 

 

Святого Василия, каким человеку следует быть

 

    Хорошо человеку, и лучше всего — в жизни не слишком предаваться богатству, но соблюдать воздержание телу, украшение нраву, голосу ласковость и доброту, есть и пить с воздержаньем и молча.

    Пред старцами — молчание, пред мудрыми — послушание, с равными дружбу иметь, с младшими — дружеское согласие.         

    Плотских сладострастных дел избегать, меньше говорить да больше понимать, не дерзить словами, не перечить людям.

   Не вдруг рассыпаться смехом, сохраняя стыдливость, очи долу держать, а не ввысь, не спорить.

    Быть до смерти послушным, трудиться до смерти, всегда поминая ужасное — второе пришествие и день смерти.

    Радоваться в надежде, непрестанно молиться, Бога благодарить за все.

    В скорбях терпеть, со всеми смиренным быть, надменности избегать, пребывать в благоговении.

    Сердце хранить от помыслов злых, собирать богатство на небесах, соблюдать закон, возлюбить всем сердцем и Господа, и ближнего, как самого себя.

    И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день.

    Не опутываться дурными словами, не подражать житию ленивых, но следовать жизни святых отцов.

    Радоваться с достигшими добронравия и никому не завидовать, со страждущими страдать и с плачущими рыдать.

    Лучше быть осужденным, чем осуждать, тем более не порицать спасающегося от грехов.

    Никогда за праведника не выдавать себя, признавая себя грешником пред Богом и перед людьми.

    Поучать неведающих, ободрять малодушных, служить больным, омывать ноги святым.

    О странниках братски заботиться, с единоверными мир иметь.

 

    Еретиков отвращаться, книги канона почитать, а в апокрифы не вникать никогда.

    Об Отце и Сыне и Святом Духе ничего не выведывать, но единосущую святую Троицу смело призывать.

    Креститься следует, как это принято, и никогда не клясться, не давать серебра своего за процент, и ничего иного для преумножения пищи.

    Избегай пьянства и скорбей этой жизни, никогда ни о ком не говори за спиной его.

    И никогда не прислушиваться к клевете, но все самому проверить и никому на слово не верить.

    Не распаляй себя гневом, избавляясь от такого желания, без нужды не гневись на ближнего.

    Ваша ссора — лишь до захода солнца. Ни гнева нельзя держать ни на кого, ни воздавать злом за зло, ни клеветою за клевету.

    Но лучше быть оскорбленным, чем оскорбить, обиженным быть, чем обидеть, лишенным, чем лишать.

    И больше всего человеку следует воздержаться от разговоров с женщиной и от бесстыдных слов, ибо вино и женщины совращают и мудрых.

 

    Заповедями не пренебрегать, но надеяться на награду и славу от Бога, вечной жизни желать — и принять ее.

    Всегда пред очами держи Господа: как сыну — любить его всем сердцем и твердостью разума, и как рабу — страшиться его, трепетать и служить ему.

    Страхом и трепетом спасенье свое добывать, духом гореть и стремиться без лени стать во всеоружии Святого Духа.

    И сражаться с бесом-врагом до погибели плоти, до изнеможения духа, все нужное исполняя и ничего не прося для себя, благодарить за все Бога.

    И никому не завидовать, избегая лести — ведь Бог рассыпал кости льстецов, и ни в коем случае не похваляться.

    Ни сам себе не возноси хвалы, ни к похвалам не прислушивайся, ибо следует все делать втайне, не на глазах у людей, и только от Бога просить похвалы и милости.

    Помнить об отшествии отсюда, о приготовленных благах для праведников, как и об огне, готовом для дьявола и его бесов.

    Слово апостольское припомнить о том, что страсти жизни земной не достойны тех, которые явятся в будущем, и повторить за Давидом: «Соблюдающим заповеди Его — великое воздаяние», и венцы многие праведникам, вечные кущи и жизнь бесконечная, радость неизреченная от Отца и Сына и Святого Духа.

    С царями и патриархами, с пророками и апостолами, с мучениками и со всеми, им угодившими, — с ними постараемся мы обрести Христа Иисуса Господа нашего, которому слава ныне и присно и во веки веков.

 

 

Из Ксенофонта, который сказал двум сыновьям своим

 

   Я, чада, вам говорю, кончая жизнь человеческую. Оба вы знаете, что прожил я жизнь нелукаво, всеми почтен и всеми любим не ради сана высокого, но из-за хорошего нрава.

    Не укорил никого, не навредил никому, никого не оклеветал и никому не завидовал я.

    Ни на кого не разгневался — ни на малого, ни на великого.

    Службы церковной не пропускал: ни вечерни, ни заутрени, ни литургии.

    Не отвергал я нищих, не оставил странников, заботился всегда о печалующихся и тех, кто сидит в темницах, все нужное им доставляя, а тех, кто в плену, — избавлял.

    Не помыслил я на красоту чужую, не познал другой женщины, кроме матери вашей, да и ту, пока родила она вас, а потом уж ее не познал я, но советовались мы с ней обо всем с чистой совестью телесно и по Господней мудрости в чистоте соблюдались согласно православной вере; так поступал я до смертного часа.  

    Так живите и вы, мои чада, тогда и вас наградит Господь и даст вам долгую жизнь.

    Посещайте бедных, вдовиц защищайте, немощных милуйте и осужденных невинно освободите, живите со всеми в мире.

    Но больше всего — с теми, кто в пустыни и в пещерах, и в ущельях земных — творите добро им.

    Помните о монастырях, слушайтесь и почитайте черноризцев, милость им даруя.

    Мать свою почитайте и поступайте по-доброму с ней, тогда узрите Господа в радости и возвеселитесь о том во веки.

    Все, что имеете в золоте, серебром и одеждами, отдайте неимущим, и тех, кто в рабстве, как детей своих возлюбите — и юных помилуйте, старых — освободите, пищу до смерти давая им, да просто скажу: видели вы, как я поступал, то делайте также и вы — и спасетесь и уподобитесь святым.

    Матери — не забывайте, волю ее исполняйте, ей повинуйтесь в страхе Господнем.

    Знаю я, что Господни заповеди исполняете, совершая его дело, и пусть будет с вами Бог мира сего. Аминь.

    <...>

 

 

О милостивом Созомене и о том, как подающий нищему сторицею получил

 

    Жил в Иерусалиме один человек по имени Созомен. Однажды шел он по городу и увидел нищего, нагого и печального; сняв с себя, отдал ему одежду свою и пошел в дом свой. А день склонялся уже к вечеру.

    И лег; немного поспав, увидел во сне, что находится в прекрасном дворце, а в нем ослепительно яркий свет и много различных цветов, и растения всякие.

    И тут же увидел другие сады. поросшие сверху донизу плодами, благовонными и прекрасными, а ветви склонились до земли, одна прекрасней другой.

    И самые разные птицы сидели на их вершинах, распевая сладостную песню, друг друга к себе призывая в неумолчном пении.

    Так что слышался голос от земли до небес, и колыхались деревья, стоящие в славе великой, и протекали источники, и радуга поднималась во всей красе.

    И вот он видит: подошел к нему юноша некий, прекрасный, и сказал ему: «Ступай за мною». И пошел он вослед ему, и вошли они оба в колонный зал, весь покрытый золотом, с прекрасными в нем палатами славными. И пока озирался там Созомен, выступили вдруг из палат тех мужи крылатые, солнцем блистающие, неся четыре ларца, и у каждого ларца их четверо.

    Когда же пречудные эти двери уже миновали ангелы, постиг Созомен, что это к нему они приближаются, ибо уже вошли в колонны зала и стали напротив Созомена.

    И, опустив с плеч ларцы и поставив их, стали ждать кого-то, видимо старшего, кто должен еще прийти. И увидел Созомен: вот муж, прекрасный и в светлом образе, вышел из тех же палат, подошел к ангелам, подносившим ларцы, и сказал им: «Откройте ларцы, покажите их человеку тому, какие для него хранятся одежды — за одну ту одежду, которою одарил он нагого».

    И тотчас открыли один из этих ларцев золотых, и стали выкладывать — сорочки и одежды царские, и прекрасные длинные одежды, различные видом, и расстилали пред ним, говоря: «Вот господин Созомен, нравится ли тебе все то, что перед твоими глазами?»

    Он отвечал: «Недостоин я и на тень от одежд этих глядеть?» Показали ему и белые, и цветные, и золотые ризы, и дошло их число до тысячи.

 

    И когда показали ему, согласно сказанному «Сторицею получит и вечную жизнь наследует за единую одежду», — сказал ему ангел: «Тебе говорю, Созомен. Смотри, сколько я приготовил тебе за единую свитку твою, за то, что увидел меня нагого, и пожалел, и меня одел — иди, и поступай так, и воздается тебе сторицею!»

    Слышав это, сказал Созомен ему в страхе, радостью одержимый: «Да так ли бывает тем, кто милостыню подает убогим?» — И ответил ему: «Ей! ибо всякий, одевший убогого, Христа облачит, и всякий, его раздевший, с Христа совлечет. Или: его накормивший, Христа накормит и примет.

    И вот тебе заповедаю: никогда не жалей о милостыне, нищего не порицай за то, что ты дал ему, иначе вместо награды сугубый убыток потерпишь, ибо всякий, подавший милостыню и о ней пожалевший, награды лишится».

    Услышав все это, Созомен очнулся и, удивляясь чудесному видению, размышлял, говоря: «Если так это, то и вторую отдам я одежду нищим». И на другую ночь видел от тот же сон.

    И был он очень добр к нищим, так что прослышали все края земли о милостивом его житии и щедрости ко всякому человеку, и был он угоден Богу и людям.

    Кто пожелает добровольно и с легкостью без труда спасти свою душу — милостынею может ее спасти, ибо тот, кто о нищих заботится. Богу взаймы дает, и сеющий с благословением — с благословением и пожнет вечную жизнь.

    Как сам Господь говорит в Евангелии: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут». Богу нашему слава, и ныне.

 

*   *   *

 

    Закончены книги эти рукою грешного Иоанна; избранные из многих книг княжеских. А где ошибки, братья, там, исправив, читайте: благословите, а не кляните. Аминь.

    Кончил я книжки эти в лето 1076-е при Святославе, князе Русской земли. Аминь.

 

 


    Автор проекта и составитель - Александр Петров (Россия)

 Студия "Мастерская маршала Линь Бяо"

 Copyright (С) 2000-2003 by Alexander Petrov (Russia). All right reserved.       Webmaster: petrov-gallery@yandex.ru